Чарльз и Рей Имзы – рок-звезды от дизайна: сорок лет назад они ушли со сцены, а их предметы по-прежнему – самые продаваемые в мире, их идеи воплощают, их хиты переиздают.
Для дизайна XX века эта американская пара примерно то же, что Стравинский для музыки или Марта Стюарт – для балета: новаторы, интеллектуалы, люди, перевернувшие индустрию. Их веселая революция длиной в сорок лет вершилась в общем дизайн-бюро, которое Имзы открыли в 1942 году в Лос-Анджелесе. За год до этого Чарльз развелся с женой, но в новом браке приобрел не только спутницу – единомышленника. На момент встречи каждый из них был уже зрелым человеком и сформировавшимся художником: Чарльз дизайнером и архитектором, Рей - иллюстратором. Первые их вещи были экспериментальными: в домашней мастерской Имзы исследовали возможности гнутой фанеры, по заказу военного ведомства делали шины для раненых на Второй мировой солдат. Как все внимательные экспериментаторы, Имзы отметили замечательные свойства материала и задумали сделать из него мебель. Знаменитое Lounge Chair, которое выпустили в 1956-м - как раз результат той работы. В 60-70-е оно стояло в каждом приличном американском офисе и было частью образа успешного Big Boss.
А вот пластиковый стул Eames – напротив, стал самым демократичным дизайнерским предметом в истории. И до сих пор является самым узнаваемым и продаваемым стулом в мире. Его, крепко стоящего на буковых или металлических ножках, можно встретить в половине европейских кафе, в аэропортах, университетских аудиториях и американских гостиных. Автор этой статьи пишет ее, сидя в удобнейшем «имзе». Такая слава совершенно не испортила характер предмета, он не приелся, не замылился и не вышел из моды. Это был первый пластиковый стул в массовом производстве и первый стул, на котором можно было сидеть, откинувшись и даже немного пружиня на спинке – он удобно подстраивался под форму тела и до сих пор продолжает подстраиваться. Компания Vitra выпускает его в новых цветах и сделала сиденье на 2 см выше – люди за последние 60 лет подросли.
Дружелюбие было свойственно всем проектам Имзов, дизайн для них был способом улучшить мир и сделать повседневную жизнь чуть легче. Их дом, построенный в 1949 году сегодня – историческое достояние США и главный архитектурный объект самой пары: выиграв конкурс журнала «Архитектура и искусство Лос-Анджелеса», они работали над проектом дома четыре года и по окончании выкупили его, чтобы прожить здесь всю жизнь. Остро конструктивистский снаружи внутри дом Имзов – просторный, уютный и светлый, наполненный их предметами и искусством. В него можно заглянуть с экскурсией через сайт eamesfoundation.
Дизайн, как способ познания мира – это тоже про Имзов. Они выпустили около 100 короткометражных фильмов обо всем на свете от архитектуры до астрономии и устройства Вселенной. Внимательные наблюдатели, жадные до впечатлений и знаний Чарльз и Рей прожили яркую жизнь на двоих, успев создать несколько предметов-икон, множество игрушек и арт-объектов и даже открыв школу клоунов – чтобы мир стал немного радостнее. Достаточно посмотреть на их ироничные портреты, чтобы понять, насколько глубоко они были правы: счастье в том, чтобы заниматься любимым делом с любимым человеком.
Главные предметы Eames: Eames Chair и его вариации – кресло и кресло-качалка; вешалка Hang it All; кресло Lounge Chair; детский стульчик Plastic Elephant.