Сотни лет гобелен украшал, согревал и указывал на высокий статус своего владельца. В XX веке ему не нашлось места, но дизайнеры переосмыслили его форму и не забыли саму технику ткачества.
Гобелен – одна из самых удивительных форм декоративно-прикладного искусства, которая досталась нам от Средневековья вместе с готической архитектурой, витражами и гербовой символикой. История шпалерного ткачества расцвечена прилагательными «королевский», «дворцовый», «зАмковый»: шпалеры всегда были невероятно сложны в производстве, а значит дороги. Опытный мастер ткал не больше 1,5 метров полотна в год (!), соединяя шерстяные, шелковые, золотые нити в масштабную картину. Поэтому первыми и главными заказчиками были королевские дворы Европы, а сегодня оставшиеся образцы хранятся в музеях, как, например, «Дама с единорогом» парижского музея Клюни - один из самых удивительных и загадочных средневековых гобеленов.
Средневековье черпало сюжеты из античных мифов, литературы, быта и, конечно, из Библии. В период Возрождения ткачи начали копировать картины известных художников уровня ван Эйка и Рафаэля. Расцвела голландская школа живописи, расцвело и фламандское шпалерное производство. По работам шпалерных мануфактур можно наблюдать, как сменяли друг друга большие стили – от барокко через рококо и шинуазри к классицизму и неоготике. В конце XIX века основатель течения «Искусства и ремесла» Уильям Моррис создал шпалерную мастерскую в Мертонском аббатстве – это была одна из последних попыток сохранить средневековую технику. Не смотря на усилия англичан, в XX век шпалеры уже не шагнули – это была та роскошь долгого производства, которую люди не могли, да и не хотели себе позволять. Девиз нового века: «Лучше купить новое, чем ремонтировать старое» все больше проникал в умы, и сама идея долгосрочного вложения и передачи предметов по наследству была забыта на десятилетия.
Но техника ткачества, древняя как мир, конечно, не утрачена, ее взяли на вооружение современные дизайнеры. Масштабных, монументальных сюжетных полотен не создают, современные гобелены больше похожи на абстрактные украшения интерьера. Американские художницы Линда Гейсен (Linda Geisen) и Элизабет Бекли (Elizabeth Buckley) «рисуют» пейзажи в технике гобелена.
Дизайнер Джесика Хотсон (Jessica Hotson) из Канады создает гобелены, похожие на тотемные знаки.
Новозеландка Женевьева Грифитс (Genevieve Griffiths) придумывает для своих гобеленов яркие аб страктные паттерны в духе народных мексиканских пончо.
А дизайнер Мариан Муди (Maryanne Moodie) из Бруклина пошла дальше: написала книгу о технике гобелена On the loom и проводит в мастерской мастер-классы по ткачеству. Настоящая неспешная женская арт-терапия на фоне ускоряющегося мира.
Дизайнеры Casa Ricca знают о гобеленах все и с удовольствием окажут профессиональную помощь в выборе самых лучших образцов.