Когда нужен необычный сценический свет, фантазийные, сюрреалистические лампы и хорошая порция юмора архитекторы и дизайнеры обращаются к Инго Мауреру. И так последние пятьдесят лет.
У любого предметного дизайнера в коллекциях хотя бы один светильник, но есть – это благодатный материал для творчества и очень функциональная вещь. Но только немец Инго Маурер решил работать исключительно со светом и виртуозно делает это уже 50 лет. За полвека в профессии Инго не выпустил ни одного стула, стола или дивана; он верен свету, все о нем знает и сумел перевести привычную лампочку из сферы утилитарного в сферу искусства. Ему доверяют оформление эпицентра мировой роскоши - Галереи Lafayette, непростых сценических показов Issey Miyake и современных миланских музеев.
Удивительно, но живой гуру дизайна никогда дизайн не изучал и художественных корней не имеет: Маурер родился в семье рыбака на Боденском озере, в месте, где сходятся Германия, Австрия и Швейцария. Рисовать научился в мюнхенской студии графики, переехал в Нью-Йорк, шесть лет жил в США, а в 1966 году вернулся в Европу и открыл собственную студию. Одной из его первых работ стал светильник BULB – огромная лампочка, самодостаточная, как точка. В 60-е это был насмешливый поп-арт, а в 90-е – уже культурная ценность: музей МоМа включил BULB в постоянную экспозицию.
У Маурера нет границ, для него все – материал: он создает светильники из разбитой посуды, комиксов, вешалок для одежды, тюбиков зубной пасты и деталей пластиковых игрушек. Звучит слегка безумно, но он действительно умеет соединять совершенно неожиданные предметы в красивейшие инсталляции. Маурер подсвечивает их, любуется фактурой и формой и позволяет нам удивляться, как детям, которые впервые разглядывают мир. Например, он придумал приделать к лампочке крылья из настоящего гусиного пуха – и Lucellino моментально разлетелась по миру.
Ingo Maurer, светильник Lucellino
Помимо верности свету, Инго Маурер по-настоящему верен людям: с ним много лет работает одна и та же команда – фотографы, дизайнеры, мастера. Ему важно делать дело своей жизни в среде единомышленников. Пока все мировые компании переносят производства в Китай и Индию, Маурер продолжает рисовать, прорабатывать и собирать светильники на собственной фабрике в Германии.
Со стороны кажется – взрослые люди здесь просто забавляются и фантазируют: «Что получится, если завязать узлом стеклянную трубку? Одеть абажур на пластиковые страусиные ноги? Приставить к лампочке уши Микки Мауса?». Получается очень смешно, неожиданно и иногда – невероятно концептуально. И нет ничего случайного, непродуманного: на фабрике работаю руками, один предмет делают от 4 до 10 недель, так что прежде, чем запустить его в серию, Маурер должен убедиться – это то, что нужно.
Отдельная история - инсталляции Инго. В них он проявляет себя как театральный художник и сценограф, меняя пространство, заставляя предметы парить и искажаться. Самая знаменитая из его работ – трюк с застывшими в воздухе свечами Harlem Lights.
Самая поразительная, пожалуй – Broken Egg, которое должны воплотить в бразильском арт-парке Inhotim.