Предметы Memphis коллекционируют, выставляют в музеях, молодые дизайнеры вдохновляются ими. Несмотря на то, что дизайнеры группы расстались тридцать лет назад.
Молодое интернациональное бюро Memphis заложило 40 «бомб» – столов, диванов, кресел, ламп - в миланском шоу-руме Arc'74 и взорвало их на открытии, в сентябре 1981 года. Началась золотая семилетняя эпоха Memphis – невероятно популярной группы, которая сформулировала принципы постмодернизма, породила массу последователей и получила законную страницу в энциклопедии дизайна XX века.
Удивительно, но на момент создания группы, ее идеологу Этторе Соттсассу (Ettore Sottsass) было 64 года, в то время как остальным членам команды - около тридцати. Этторе прошел службу в итальянской армии в период Второй мировой и немецкий концлагерь, но вы никогда не прочтете в его работах отголосков этого времени. Напротив, работая в 60-70-е как промышленный дизайнер на концерн Olivetti, он одним из первых убедил руководство придать характер безликим повседневным вещам. Например, его красная печатная машинка Valentine стала ярким дизайнерским аксессуаром на фоне унылой офисной техники. Эту идею – создавать харизматичные гаджеты – вовсю используют современные производители, а Соттсасс воплотил еще в 1960-е.
Постепенно он сформулировал для себя принципы, по которым хочет создавать предметы: футуризм, смешение стилей, ирония, ориентация на человека. Им невозможно было следовать, работая на поток огромного концерна, и Соттсасс учел в свободное плавание. В 1980-м он собрал группу молодых дизайнеров: Ханс Холляйн, Широ Курамата, Питер Шир, Джавье Марискал, Массанори Умеда и Майкл Грейвз. Семерка назвала себя Memphis Group и с 1981 по 1988 год создала множество предметов – концептуальных, умных, почти китчевых, узнаваемых с первого взгляда. Их выпускал один из столпов итальянского дизайна - компания Artemide.
Это была настоящая дизайнерская анархия – никаких запретов! Смешать архитектурные формы и психоделические паттерны? Пожалуйста. Выкрасить стеллаж в 8 чистых цветов? Не вопрос. Превратить столик в подобие животного? Согласны. Это было похоже на авангардистские эксперименты начала XX века, только в узкой сфере предметного дизайна. Мемфис перенесли в «приличные» дома ламинат – дешевый материал из кафе-мороженных и баров, заставили буржуа возжелать парадоксальную мебель из него. Они создавали вещи-игрушки, вещи-мобили, в которых сохранялся хрупкий баланс. Но именно этот баланс, талант его находить, соединяя в одном предмете цветные цилиндры с конусами и черно-белыми принтами, и есть главное. Без него группа скатилась бы в китч и безвкусицу, но благодаря воспитанному на античной традиции Сотсассу этого не произошло. Он прекрасно понимал силу воздействия этих вещей и говорил так: «Мемфис, как очень сильный наркотик. Невозможно принять слишком много. Не думаю, что кто-то может жить в окружении лишь предметов от Мемфиса, это как питаться исключительно пирожными».
Текст: Екатерина Полякова