От римских бронзовых пластин до идеальных деталей точной оптики – зеркало прошло большой интригующий путь, и дизайнеры до сих пор продолжают исследовать его потенциал.
С точки зрения эволюции, зеркало – сущая безделица, предмет бесполезный. Куда важнее для человечества колесо, прялка или, например, плуг. Но ни один из этих и многих других важных предметов не был так семантически нагружен, окружен таким обаятельным ореолом из тайн и запретов, как зеркало.
Интерьер и зеркала Arte Veneziana
XV век, Венеция. Профессия зеркальщика-стеклодува значит примерно то же, что дворянский титул. На закрытом острове Мурано совершается главное европейское священнодействие – стекло, ртуть и олово соединяясь, превращаются в амальгаму. Ей на роду было написано отражать самых богатых, самых знатных людей мира: в венецианские зеркала добавляли золото и бронзу, благодаря чему они словно ретушировали реальность, смягчая и украшая ее. Даже небольшие интерьерные зеркала меньше метра площадью стоили как имение или фрегат, покупать и коллекционировать их могли позволить себе богатые королевские фамилии, аристократы и банкиры. Ручное зеркало – ценный августейший подарок, знак особого расположения к фаворитам. Удивительно, что всего двумя веками раньше женщину могли сжечь только за то, что в ее вещах нашли самое скромное зеркало – отполированную бронзовую или медную пластину. Средневековье не поощряло интереса к телесному, и инквизиция относилась к зеркалам с подозрением. А в XVI веке Мария Медичи уже заказывает в Венеции целый зеркальный кабинет. Одно из его зеркал в богатой раме из драгоценных камней, оникса и агата хранится в Лувре.
Зеркальная галерея Людовика XIV. Версаль
Конечно, за секретами муранских мастеров, как в свое время за секретами фарфоровой массы, охотились: зеркальщиков подкупали, шантажировали, тайно вывозили за границу. И в конце концов мир научился делать зеркала. Преемницей Италии стала Франция: король-солнце Людовик XIV поразил гостей Версаля 73-метровой Зеркальной галереей. Огромные барочные зеркала в золотых рамах с «коронами», картушами и купидонами были составлены из пластин поменьше. Монополия была снята, зажиточные, но не знатные парижане начали украшать дома зеркалами: в первую очередь каминные полки и будуары. Французские, немецкие и богемские мануфактуры сделали зеркала доступными по цене.
В середине XVIII века в сплав начали добавлять серебро – это сделало изображение четким, без искажений. Такими мы знаем зеркала сегодня. Это было как нельзя кстати: набирающая силу научная мысль нуждалась в таком инструменте как зеркало. Началась его вторая жизнь внутри телескопов, микроскопов и позже - фотокамер.
Сегодня дизайнеры не считаются с благородным происхождением зеркала и обращаются с ним вольно. Например, создают зеркальные инсталляции, как французский художник Mathias Kiss и скульптуры, как британец Arran Gregory. Парижанин José Lévy придумал необычную коллекцию зеркал разных цветов Morocco, а компания PETITE FRITURE на последнюю выставку Maison&Objet привезла зеркала-маски, в которые дружно влюбились дизайн-обозреватели. Зеркало – яркий, обаятельный предмет с огромным потенциалом и для интерьера, и для дизайнера.
Зеркала MASK, дизайнер Federico Floriani
НЕОБЫЧНЫЕ ЗЕРКАЛА
Зеркальная плитка. Это может быть матовая или по-настоящему отражающая поверхность в ванной или «патинированный» кухонный фартук.
Цветные зеркала. Такие как Transcience голландца David Derksen или Francis Mirrors француженки Constance Guisset.
Французское окно. Такое зеркало прекрасно и на полу, и на каминной полке.
Зеркальная мебель. Кухонные фасады, столы, гардеробные шкафа и прикроватные тумбы – все отражает. Эффектно, правда, требует постоянного ухода.