Trend forecasting – «прогнозирование трендов» непрофессионалу может показаться надувательством, магией или занятием несерьезным. На самом деле, все настолько серьезно, что «предсказывают будущее» всего несколько человек на планете.
К этим людям прислушиваются косметические гиганты, модные дома, кураторы их мировых дизайн-выставок, всемирные корпорации вроде Coca-Cola. Например, главная книга главной «предсказательницы» Ли Эделькорт The General Trend Forecast ежегодно выходит тиражом 250 экземпляров – только для избранных. Что заставляет креативных директоров, ведущих маркетологов и дизайнеров ждать эту Библию в картинках и строить на ее основании многомилионные стратегии? Точно не простая магия.
Ли Эделькорт, лондонское агентство WGSN, The Future Laboratory, институт Pantone больше 20 лет занимаются trend forecasting. У каждой из этих компаний в команде по несколько десятков человек, они имеют агентов и офисы во всех крупных городах мира, выпускают ежегодные тренд-буки, дают краткосрочные прогнозы на сайтах и выпускают журналы. Их указания далеко не всегда конкретны, чаще они указывают общий вектор, в сторону которого затем движется дизайнерская мысль.
Но, если мы пристально посмотрим на работу «предсказателей», то увидим – они не говорят, ЧТО мы будем носить, есть, смотреть, посещать, выбирать. Они говорят, что мы ХОТИМ носить, есть, смотреть, посещать. Специалисты предсказывают массовый запрос, коллективные желания, пока еще подспудные и не проговорённые, но уже намеками появляющиеся то здесь, то там. Уловить, считать и проанализировать эти невербальные знаки – и есть работа предсказателя тренда. Чтобы это сделать, нужно постоянно просеивать огромное количество информации – от съемок уличной моды до биржевых котировок, от музейных акций до технологических открытий и результатов выборов. Нужно общаться, путешествовать, наблюдать. И конечно, уметь выстраивать между явлениями неожиданные, смелые, порой парадоксальные связи.
Какая, например, связь между содержанием ежедневной ленты новостей и формой тарелки в вашем любимом ресторане? Прямая. Несколько лет назад Ли Эделькорт «предсказала», что людям будет комфортнее есть из глубоких округлых тарелок, а не из плоских и квадратных. В мире, где нас постоянно пугают новыми катаклизмами и потрясениями, люди стремятся к стабильности, уюту, «миру в яйце» - и даже округлая глубокая посуда, напоминающая кокон, работает на это. Рестораны (и керамисты), которые прислушались к прогнозу, получили больше клиентов, а плоские прозрачные или квадратные тарелки сегодня действительно выглядят невозможно пафосно и старомодно.
Новые средства связи и быстрый транспорт дают многим возможность работать из любой точки мира: отсюда тренд на Новых Кочевников – людей, не привязанных к одному месту, много путешествующих. Это определенный образ жизни и модель потребления: они предпочитают дорогой лептоп холодильнику, удобную обувь и чемодан - сервизу. Им не нужен кредит и ипотека, но нужен постоянный wi-fi, минимальный комфорт и «своя» культурная среда. Девелоперы, которые сделали правильные выводы об этом тренде), открыли по всему миру страшно популярные co-living общежития (Common, Roam).
Медицина и косметология продлевают жизнь. Значит скоро придет время New Old: и мы уже наблюдаем пожилых моделей на подиумах и на съемках, фотопроекты о счастливой старости и фестиваль «Возраст счастья» о жизни после 50-ти.
Мебель Visionnaire
Культура кидалтов с их цветными «игрушечными» гаджетами, возвращение силуэтов 80-х и предметов 50-х, бум ручного труда в мегаполисах, умиротворяющие «цвета года» - зеленый, голубой, дымчато-розовый – все это ответы на общие процессы, в которые вовлечен мир. Так мы приспосабливаемся жить в усложняющемся мире, находить в нем себя, эволюционировать.
То, что мы называем модой, создается fashion-домами, предметными дизайнерами и индустрией развлечений в ответ на наш неосознанный запрос. Будущее уже наступило. «Предсказатели» улавливаю его, а профессионалы делают массовым и очевидным.
Текст: Екатерина Полякова