Collectible design

Промышленный дизайн, связанный с производством мебели и предметов интерьера, может иметь разные цели и направления развития. Одно из таких направлений – Collectible design, или коллекционный дизайн: уникальные предметы, существующие на стыке дизайна и искусства, которые не поступают в массовое производство, а изготавливаются авторами скорее как художественный эксперимент, как пространственная скульптура, к которой добавляется функция: при классическом проектировании повседневных предметов все ровно наоборот – функция первостепенна.

Многие из таких изделий, созданных как свободные художественные высказывания, затем получают широкую известность и становятся дизайн-иконами. Так случилось, например, со светильниками, которые в 1950-е начал разрабатывать Серж Муй (Serge Mouille) – французский дизайнер, специализировавшийся на работе с металлом, изготавливал каждый светильник вручную, работая с формой и пластикой и изыскивая тонкий композиционный баланс.


file-0
file-1
file-2
file-3
Галерея 834


Дизайнер и процесс ручного производства в разные годы


В 1988 году дизайнера не стало, и работа над светильниками прекратилась. Однако в 1999 году его вдова приняла решение возобновить производство: прототипы и формы сохранились. За последние несколько лет светильники Serge Mouille превратились в настоящие дизайн-иконы: их можно встретить в интерьерах на разных концах Земли. Производство остается небольшим и каждая лампа по-прежнему изготавливается вручную за 6-8 недель.

Светильники Serge Mouille в современных интерьерах. Самое широкое распространение получила серия Noir (Черный)


Свобода дизайнеров, которые не привязаны к жесткой функции, иногда приобретает неожиданные повороты – так, легендарное китайское бюро MAD по руководством Ма Янсуна прошлым летом продемонстрировало коллекцию мебели для домов, которые появятся на Марсе. Биоморфные предметы, окрашенные в золото и серебро, – эти тона хорошо сочетаются с красной планетой – представляют собой высказывание и на тему роскоши в будущем, и на тему покорения космоса. И хотя в действительности Марс здесь лишь красивая легенда, чтобы оправдать замысловатые формы и привлечь внимание посетителей, игра с легендой – неплохой сюжет для проекта.


Коллекция мебели, представленная в 2017 году на выставке Design Miami/Basel


Сегодня коллекционный дизайн набирает популярность: на мебельных выставках появляется все больше объектов, способных удивить любого зрителя. Среди них можно встретить и работы российских дизайнеров – совсем недавно один из основателей студии Crosby Гарри Нуриев представил на выставке в Нью-Йорке занятный мебельный объект: стол и четыре стула, сделанных в форме карусели, которую до сих пор с легкостью можно найти на всех постсоветских пространствах. Карусель, окрашенная в интенсивный фиолетовый цвет, экспонировалась на фоне обоев с изображением фасада типовой многоэтажки.


Collectible_design_casaricca_14.jpg

Collectible_design_casaricca_15.jpg

Гарри Нуриев, инсталляция My Reality


Другие мебельные элементы, разработанные Crosby studio, тоже представляют собой объекты коллекционного дизайна – элегантные и одновременно броские предметы, выполненные небольшим тиражом.


Мебель Crosby studio , выполненная для собственных интерьеров бюро. Фотографии с сайта компании

Сейчас коллекционный дизайн обитает или в интерьерах, специально для которых предметы изготавливаются, или в магазинах, которые держат ценители, или же в галереях. В этом году в Брюсселе впервые прошла выставка, посвященная коллекционному дизайну. Странные, мало на что похожие объекты вряд ли могли бы стать любимцами широкой публики – но в них очень важна самостоятельность мысли, которую они демонстрируют.


Предметы, представленные на выставке Collectible fair в Брюсселе в марте 2018


Некоторые из объектов коллекционного дизайна устроены так, что их невозможно тиражировать: в этом просто нет необходимости. Другие превращаются в узнаваемые предметы и приобретают столь широкое распространение, что их начинают копировать и продавать дешевле оригинала, однако такой подход противоречит самой природе коллекционирования.

Для потребителя и проектировщика обращение к коллекционному дизайну связано прежде всего с потребностью внести в интерьер предметы с характером, в которых отражались бы художественные поиски и характер их создателей. Кроме того, коллекционный дизайн дает шанс молодым специалистам: он позволяет им вдумчиво заниматься тем, что они действительно любят, свободно выражать себя – и в то же время адресоваться к конкретным, пусть и не многочисленным, потребителям.





Возврат к списку