Сегодня все, на чем стоит легендарная подчеркнутая подпись Le Сorbusier, не нуждается в рекламе – это классика. Сложно представить, что у современников не все идеи и предметы великого архитектора находили отклик.
Шезлонг LC4, в названии которого зашифрованы инициалы автора, стал для Ле Корбюзье тем же, чем Chanel №5 для Коко Шанель – росписью в книге вечности. Правда, в отличие от легендарных духов, признание к предмету пришло не сразу, а только спустя почти 40 лет. Архитектор создал его в соавторстве со своим кузеном Пьером Женере и молодым начинающим дизайнером Шарлоттой Перриан в 1928 году.
24-летняя Шарлотта была настоящим открытием и свежей кровью для великого бюро. Ее необычная, функциональная мебель будущего из металла и стекла заменила традиционную мебель Thonet, которую Ле Корбюзье использовал для своих выставочных проектов. И первой моделью для рекламы нового шезлонга тоже стала легкая, звонкая Шарлотта.
Глядя на снимки, трудно представить, что шезлонгу без малого сто лет - настолько современно и ярко он выглядит. Видимо, для измотанного войнами 1928 года это было уж слишком революционно, потому что среди покупателей модель не имела успеха. Сам автор называл ее машиной для отдыха по аналогии с домами, которые считал машинами для жизни. И то, и другое современники принимали в штыки: свободные планировки, крыши-террасы, кубы зданий, поднятые на опорах - все то, что привычно для нас, было для них странно и неестественно. Также неестественно выглядела кушетка из стальных трубок, обтянутая кожей, в которой можно было лежать, подняв ноги выше головы. Должно быть, напоминала ненавистные кресла стоматологов.
Но, когда в 1965 году, в год смерти Ле Корбюзье, итальянская компания CASSINA выпустила LC4 в серийное производство, модель стала невероятно популярной - ее время пришло. Мир захотел отдохнуть от катастроф и кризисов в красивом удобном шезлонге. Бассейн, бикини, солнечные очки и шезлонг - таким счастливое настоящее представлялось главным игрокам и потребителям рынка роскоши 60-х.
Тот, кто инвестировал тогда в этот недешевый предмет, не ошибся - он и сейчас достоин инвестиций. Этим отличаются предметы-иконы в длинном ряду дизайнерских предметов: они никогда не устареют, как не устаревает искусство, никогда не выйдут из моды, потому что своим долголетием доказали - они вне моды. Такие предметы говорят о том, что хозяин дома следит за дизайнерской мыслью. Их можно передать по наследству, не опасаясь показаться старомодным, а если предмет относится к ограниченной партии или выходит в необычном исполнении, например, в новой обивке или цвете - это еще и предмет коллекционирования. Если нужны доказательства, можно заглянуть в каталоги музеев Виктории и Альберта и нью-йоркского МоМА, где LC4 находится в постоянной экспозиции.
Интересно, что независимо от Ле Корбюзье, живя в Японии в 1940-х, Шарлотта Перриен сделала новый эскиз кушетки. В 2012 CASSINA выпустила ее Tokyo Outdoor Chaise Longue из бамбука. Но это уже совсем другая история.
Текст: Екатерина Полякова.