г. Москва, Рублевское шоссе, 52a
Интернет магазин
casa ricca expo
Каталог
Каталог
Новости Журнал Сервисы Интерьеры Бренды OUTLET Контакты
Мария Романова: «2018 год показал, что дизайном может быть все, что нас окружает»

Мария Романова: «2018 год показал, что дизайном может быть все, что нас окружает»

2 (4.61)

В беседе с российским архитектором и дизайнером, основателем и руководителем студии архитектуры и дизайна интерьера «Анфилада МАРО» Марией Романовой мы вернулись в прошлое – апрель этого года и обсудили прошедшие выставки, а также коснулись настоящего и будущего, рассуждая о современном российском дизайне и не только.




Casa Ricca: Апрель был богат на выставки: Mosbuild, BATIMAT, Salone del Mobile. Milano. Какие тенденции вы отметили, есть ли общие черты, объединяющие эти выставки, в чем отличия? Не могли бы дать нам краткий профессиональный анализ.

Мария Романова: Апрель всегда богат на события, и каждый год эти три выставки каскадные по времени. Московские Mosbuild и BATIMAT проводятся одновременно, но на разных площадках, и раньше миланского салона. Еще в прошлом году различие этих выставок было не так очевидно, как в этом. Mosbuild в Экспоцентре, как показывает статистика и аудитория посетителей, больше интересен дилерам, тем, кого мы в разговорной речи называем «продажниками»; представителям регионов, строителям и снабженцам, частному застройщику; и всем тем, кто хочет увидеть и понять тенденции, найти конкурентоспособный продукт, кто интересуется инновациями в строительстве и отделке. BATIMAT в этом сезоне порадовал пониманием того, что дизайн – это не роскошь, а средство и метод, продемонстрировал оживление. Позитивным было и появление более масштабной и разнообразной аллеи дизайна, дискуссионных площадок. Но главное, все больше участников стали понимать, что дизайн стенда – это лицо компании, приглашение профессиональной аудитории к диалогу, визитная карточка, и, конечно, маркетинг, эмоции, ассоциирующиеся с брендом. Многие компании участвовали сразу на двух площадках, но, по их словам, на Красной Пресне они делали акцент на оптовых, коммерческих программах, ждали регионы, рынок строительный и снабжения. Тогда как в Крокусе ожидали архитекторов, дизайнеров и частную аудиторию бизнес- и премиум- класса. И мне кажется, если обе выставки пойдут на логичное деление аудитории, будут мотивировать своих участников, то у них не будет смежной конкуренции, а у поставщиков и производителей – мучительного выбора, где участвовать.

По росту значимости и престижа московских выставок среди зарубежных компаний-участников тоже есть позитивные моменты. Например, на BATIMAT были премьерные коллекции материалов и изделий даже до их показа на миланской неделе дизайна. Это хороший знак. Более того, не все дизайнеры могут позволить себе поездки в Милан – кто-то очень занят текущими делами, поэтому, конечно, есть и общее: что-то неизбежно дублируется, чтобы не потерять аудиторию.

Также выставки показали оживление российского рынка идей и производителей. Российский продукт становится конкурентным. И это уже не только двери, полы, фактуры и штукатурки. Первые признаки выхода на более высокую ступень дизайна – это светотехническая продукция, мебель, эко-материалы и изделия, внимание и интерес к ресайклингу. Мы – российские производители и дизайнеры – ищем свои пути, заявляем о себе, перестаем подражать. Хотя, кто-то еще пытается копировать, но это пройдет, как болезнь роста и ученичества. Ведь многие учатся ремеслам и технологиям с нуля, так как сначала было полное уничтожение ручного и традиционного, потом – промышленность, а далее – отсутствие промдизайна и лишь продажи-перепродажи. Этого не вычеркнуть.

Casa Ricca: Расскажите, пожалуйста, о стенде, который вы разработали для BATIMAT.

Мария Романова: Это был стенд для «AM групп». Меня и еще двоих – архитектора и дизайнера – пригласил Яков Канджо. Его группа компаний, занимающихся сантехникой, смесителями, широкоформатной и керамической плиткой, заказала нам авторские стенды-тенденции, стенды-концепции. Это не означает, что я сделала законченное решение для ванной комнаты. Передо мной стояла задача в рамках использования новых интересных изделий (например, цветная сантехника или сантехника откровенно различной гендерной направленности по эргономике, настроению) представить эмоциональное, привлекательное пространство, стилевую концепцию, философию жизни, игру, если хотите. Не хочется повторять уже написанное, но это все про дуализм, метамодернизм, который апеллирует к эмоциям, проявлению индивидуальности, сталкиванию серьезного и ироничного, одновременно уважению к истории и переосмыслению классических форм, добавлению в этот фьюжн эротики, гротеска, даже театра. Это все жизнь, а 12 кв. м санузла – лишь отражение нашего бытия. Такие концепции демонстрируют стирание функциональных границ в современных интерьерах. Это именно ванные комнаты – пространство, где есть жизнь, а не только функционально-технологическая зона.




Также работа со стендом показала мне еще раз, что значит выставочный форс-мажор, продемонстрировала, как, в силу обстоятельств непреодолимой силы в лице транспортных компаний, можно накануне выставки остаться без заказанных материалов, а значит без выстраданного дизайна. Знаете, это очень сплачивает, проверяет заказчика и тебя на крепость: умеешь ли ты действовать, менять коней на переправе и на новом необъезженном коне въезжать с невозмутимым лицом к публике. Это, как экзамен. Мой стенд должен был быть светлым (улыбается), стены и полы – инновационными, неким переосмыслением классического мрамора через нанотехнологии, нанографику, графичную линейность. И все это соединялось аркой-порталом в будущее через прошлое. Никто и не понял, что мы поменяли за два дня дизайн, и драматизм темных оксидов не был ни моей мечтой, ни AM group. Это очень интересный опыт (улыбается). Вот скетч того несостоявшегося стенда.






Кстати, это как раз тот случай, когда итальянский производитель (Cizal) не побоялся представить в Москве новую коллекцию тонкостенной сантехники до премьеры на Миланском салоне. Это уникально.

Casa Ricca: Были ли вы в этот год на Salone del Mobile? Какие стенды вам запомнились больше всего? Каковы ваши впечатления от Eurocucina и International Bathroom Exhibition?

Мария Романова: Да, я ежегодно посещаю миланский салон и неделю дизайна. Я бы не разделяла эти события и названия, так как, по моему мнению, все самое интересное для дизайнеров, архитекторов, всех профи в области интерьеров, происходит в это время в городе – спецпроекты на улицах и выставочных пространствах, в шоу-румах, целых зонах (Тортона, Брера и др.).

Салон оживился. Если уже полгода о нем пишут искусствоведы, критики и исследователи дизайна, значит, он предлагает богатые материалы для работы, воображения, вдохновения. Внимательные увидели такое количество тенденций, что перечисление их всех, а также интересных мест и стендов, займет несколько страниц. Скажу главное, я наконец услышала и увидела то, чему нас всегда учили: философия, эмоциональный и чувственный опыт, психология восприятия, духовное – часть нашей профессии. Наконец-то, в дизайне громко и красиво заговорили о том, что дизайн интерьеров, архитектура пространства, эргономика – это не комплексные решения, а уровень и стиль жизни, отражение индивидуальности.




Активно развиваются тенденции последних лет: стираются функциональные границы помещений, экстерьер перетекает в интерьер и обратно, природа и ландшафт «входят» в помещения; предметы и зоны трансформируются, подчиняясь сценарию жизни, инновации и технологии незаметно интегрируются в привычную уютную жизнь, растворяясь в пространстве. Настоящее и будущее гармонично и одновременно сосуществуют. Дизайн рассказывает истории, и этот story telling черпает вдохновение вокруг нас самих.




Индивидуальность побеждает и не гоняется за брендами. Брендом можете стать вы сами. Стираются границы между промдизайном, массовым и уникальным, капсульными коллекциями. Известные бренды выпускают коллекции для всех и каждого, одновременно приглашая архитекторов и дизайнеров к авторским разработкам, тем самым поднимая планку бренда и с точки зрения эстетики и технологий, и с точки зрения маркетинга. Арт становится частью дизайна, концептуальное искусство и предметный дизайн также постепенно соединяются, появляется много творческих, технологических экспериментов; экология и вторпереработка занимают умы молодых дизайнеров и не только. И это предполагает широкое поле для деятельности. Я бы сказала так: 2018 год показал, что дизайном может быть все, что нас окружает. И это во многом связано с тем, что жилые пространства в Европе уменьшаются, люди все больше находят себя в социуме, в общественных городских пространствах, и социум может и должен предлагать человеку все, что его раньше окружало только в его личном. А значит, дизайн везде и во всем, что окружает человека, и отвечает тем или иным его потребностям и, конечно, возможностям.




Casa Ricca: Мария, в ноябре прошлого года на встрече, посвященной презентации АСПД, вы сказали: «На данный момент в России существует огромное количество дизайнеров, но по-прежнему чего-то не хватает». Чего не хватает и как изменить? Есть ли какие-то позитивные изменения в российском дизайне благодаря работе АСПД?

Мария Романова: Давайте сразу оговоримся, с терминологией в русском языке полная беда, отсюда часто путаницы. В английском языке есть два понятия – interior designer и product (object, industrial, furniture, lighting, graphic, etс.) designer. У нас же все поголовно дизайнеры. На выставках за рубежом от наших визиток сходят с ума и всегда переспрашивают «какой дизайнер?» (улыбается). Я не могу припомнить, чтобы я именно так сказала, возможно, я могла выразить иную мысль. В России, как и везде, представлено все возможное для интерьерных дизайнеров, рынок перенасыщен, но им (нам) всегда чего-то не хватает. И это факт. Мы все хотим для наших авторских решений, проектов любого масштаба и назначения чего-то нового, эксклюзивного, индивидуального, необычного. Именно поэтому сейчас в тренде кастомизация продукции. Что касается российских производителей, то их три категории.

Первая – это крупные производители мягкой или корпусной мебели, фурнитуры, отделочных материалов и изделий. У некоторых есть штатный дизайнер, либо дизайнер особого влияния. Они стараются следить за тенденциями, рынком спроса и сбыта или создают свой бренд. К ним у меня, кроме ценообразования, вопросов нет. Если вы хотите быть конкурентными, ваша ценовая политика должна быть честной и открытой, а не взятой с облаков, за минусом 15% от конечной стоимости европейского товара в России. Цена импортного изделия как минимум имеет логистику, и в конечной стоимости заложена маржинальность. Это долгий разговор и не сейчас, безусловно. Это к вопросу, что хочется изменить, и чего не хватает. Не хватает пока прозрачности, опыта, честности. Хотя многие производители, например, краснодеревщики, дадут фору итальянцам. Их пока не так много, но потенциал велик.

Вторая категория – это ремесленные мастерские, мелкие и средние частные производства. Радует то, что новые идеи находят свои производственные базы, возрождаются индустриальные зоны, люди покупают оборудование.

Третьи – дизайнеры, решившие создавать и производить, которые наконец выходят из маргинальности надоевших industrial и лофт стилей. Пром- и предметные дизайнеры осмысляют национальные культурные коды, думают об экологии, входят в международное культурное пространство, участвуют в международных выставках.

Нас начинают замечать, признавать, приглашать. Я не веду статистику и не могу сказать, какова в этом заслуга АСПД. Думаю, что это позитивный процесс, в котором участвуют и Клуб предметных дизайнеров, и дизайнеры- одиночки, которые никогда не входили ни в какие сообщества, иные коллективы и объединения. Это всеобщее и закономерное: так всегда бывает, когда какая-то область становится модной или актуальной, когда есть интерес к полю деятельности, подогреваемый СМИ и ускоряемый естественными процессами. А если АСПД своей деятельностью удастся соединить производителей с авторскими идеями, объяснить дизайнерам всех мастей, что дизайн – это не только про эстетику, красивое, эксклюзивное, единичное, а про бизнес, технологии, про развитие, прибыль, ответственность, инженерию и конструкцию, то будет всем хорошо (улыбается). А производителям в свою очередь стоит подумать о том, что без дизайна и изучения маркетинга развитие бренда сомнительно.

Casa Ricca: В контексте всех прошедших в апреле выставок, деятельности АСПД, как бы вы оценили, насколько современный российский дизайн конкурентоспособен на мировом рынке?

Мария Романова: Мне кажется, я уже частично ответила на этот вопрос. Думаю, да, и эта тенденция укрепится в течение двух-трех лет. У нас очень талантливые дизайнеры.



Возврат к списку

Нажимая кнопку «ОТПРАВИТЬ», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных в Согласии на обработку персональных данных

Разарботка сайта: neyiron.ru
Array
(
)