Удивительно, как много он успевает – создавать предметы, ставить сценографию в парижских и миланских музеях, преподавать. Выставка Maison&Objet познакомила нас с талантливым человеком – Пьером Шарпеном (Pierre Charpin), назвав его дизайнером 2017 года.
По традиции парижская Maison&Objet называет имена лучших дизайнеров дважды в год: на сентябрьской сессии объявляют мастера по интерьерам, в январе – лучшего предметного дизайнера. Они оформляют одно из пространств выставки – кафе, конференц-зал или зону доступа в интернет. И, конечно, моментально становятся звездами: выходят из узкого круга профессионалов в пространство СМИ. Мы уже писали про британку Илзе Крауфорд (Ilse Crawford), которая стала дизайнером года этой осенью: несмотря на успешную работу с Ikea, мир узнал о ней именно благодаря выбору Maison&Objet. И вот, накануне Нового года выставка объявила второго победителя – француза Пьера Шарпена (Pierre Charpin).
Пьер родился в семье скульптора Марка Шарпина и закончил Национальную школу искусств в Бурже: прежде чем стать предметным дизайнером он стал художником, это определяет характер его работ. В предметах Пьера есть поэзия и гармония, они скорее напоминают объекты современного искусства, чем бытовые вещи. И сам автор говорит, что не делает различий между галерейным и серийным предметом. Его вазы-клоуны грустят и смеются.
«Нарезанное» кресло превращается в отдельные пуфы, мраморные столы кажутся невесомыми.
Он играет с материалами, как актер играет со словами, и это тоже не случайно: Шарпен выступает как сценограф выставок в миланском музее дизайна Triennale и Музее декоративного искусства в Париже, в нем, как в каждом художнике, есть драматическая жилка.
В 90-е он уехал в Милан, чтобы посотрудничать с Джорджем Соуденом, одним из основателей знаменитой дизайнерской группы Memphis. Придуманные в 1980-е, предметы Memphis до сих пор удивляют, они похожи на яркие игрушки и настолько харАктерны и узнаваемы, что даже в паре друг с другом с трудом уживаются в одном интерьере.
Шарпен, как и дизайнеры Memphis много взял от супрематических форм и экспериментов с цветом Кандинского. Его серия стеклянных ваз CIRVA, отсылает к картинам Малевича и Мондриана: те же чистые цвета и архетипические формы – круг, квадрат, цилиндр.
По возвращении во Францию эти минималистические умные вещи оценили предметные галереи и такие крупные мебельные фабрики как Zanotta, Montina, Venini, Alessi. Для Ligne Roset – главной французской кузницы предметного дизайна - Шарпен создал совершенно непохожие друг на друга вещи: серию легких столиков Zana и табурет Stump из каррарского мрамора, напоминающий чистую античную скульптуру.
Он с удовольствием работает с натуральными материалами – деревом, мрамором, керамикой, но не избегает демократичного и пластичного цветного пластика. Неизвестно, возможно ли передать свое чутье на гармонию ученикам, но, помимо проектирования предметов, Шарпен преподает в Высшей школе искусств и дизайна в Реймсе и старается привить чувство прекрасного следующему поколению дизайнеров.
Текст: Екатерина Полякова.