Оптическое искусство или оп-арт – художественное течение, эстетической основой которого стали оптические иллюзии, сложные геометрические структуры, выполненные в черно-белых или пестрых и контрастных цветах. Появившись в 1960-х годах, во времена «психоделической революции», оно стало очень популярным в массовой культуре и его приемы вошли в рекламу и дизайн. Сегодня дополненная иконография оп-арта вновь становится актуальном трендом в дизайне, но уже благодаря другой революции – цифровой.
Визуальные искажения, нарушения перспектив, иллюзии объема, гипнотические абстракции – довольно экстремальные приемы в интерьерном и мебельном дизайне, но благодаря своей эффектности и провокационности, в силу своей способности привлекать внимание, иногда даже шокировать, их охотно используют именитые дизайнеры и престижные бренды.
Звезда оп-арта Бриджит Райли на фоне своей работы
Отголоски ее стиля в моде
РАСШИРЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО
Немецкая компания FLAT'N выпустила серию ковриков из шерсти, создающих иллюзию трех измерений, меняющихся под разными углами зрения. Узоры концентрических кругов в ритмической вибрации уводят взгляд в глубину пола, создают подвижность и оживляют пространство.
Им же принадлежит коврик с оригинальной ступенчатой структурой, которая будто предлагает зрителю выход в другой, виртуальный мир.
Математическая трехмерная модель стала прообразом ковра, созданного испанской компанией VONDOM.
Коллекция глиняных ваз от парижского бренда ROCHE BOBOIS расписана вручную черно-белым линейным узором, создающим иллюзию объемной динамической фигуры. Стиль явно вдохновлен творчеством художницы Бриджит Райли.
Подобный образ стал основой великолепной декоративной панели от итальянского бренда LIGNIS®. Деревянная панель изготовлена методом инкрустации, каждый цвет – отдельная порода дерева, вырезана лазером и подогнана к другой породе.
Целая стена – портал в параллельное, гипнотическое измерение. Разработанные французской компанией MOUSTACHE, панорамные обои создают экстерьер в интерьере.
Капля воды, упавшая на пол, излучает концентрические волны в домашнем пространстве, описывая круги с различными оттенками синего и светло-голубого. Ковер из синтетического волокна представлен итальянской компанией BESANA MOQUETTE.
МАГИЯ ГЕОМЕТРИИ
Коллекция Disco Gufram итальянского бренда GUFRAM воспроизводит эстетику диско с ее сочными цветами, округлыми линиями, весельем и гедонизмом. Серия ковров из полиамида розового, голубого и сиреневого цветов построена на орнаменте глянцевитых рельефных линий, создающих иллюзию объема. Этот же оптический паттерн повторяется в серии диванов и кресел, обитых рыхлым, пышным бархатом.
Необычного оптического эффекта добились дизайнеры Паоло Улиан (Paolo Ulian) и Морено Ратти (Moreno Ratti), создав для ROCHE BOBOIS серию декоративных ваз. Ритмическое мерцание линий блока из каррарского мрамора, в зависимости от угла зрения, то скрывает, то выявляет классическую форму вазы.
Дизайнер Патрисия Уркиола (Patricia Urquiola) разработала для итальянской компании CC-TAPIS оригинальные ковры с узором геометрических абстракций и простых объемов. Мягкие пастельные тона в живой подвижности хроматических переливов включают в интерьер что-то «не из мира сего», напоминают некий организм, попавший к нам из виртуальных миров.
Рисунок текстиля из стекловолокна итальянской фирмы MOMENTI построен на игре света и тени, за счет чего объемный орнамент будто переливается и не дает глазу сфокусироваться.
Эта же компания разработала авторский принт с четкими, выпуклыми фигурами, образующими красочную кристаллическую решетку.
Панорамные обои, созданные дизайнером Каримом Рашидом для бренда MIRAGE, – очень впечатляющая работа! Две уходящие вглубь перспективы, образованные пестрым средоточием множества небольших плоскостей, нагружают реальное пространство ирреальным.
Обои для фасадов, покрытые дигитальными арабесками, – инновационное решение в архитектуре, предложенное архитектором Джованни Пагани (Giovanni Pagani) и реализованное известным брендом WALL&DECÒ.
Магическая композиция из конусов, разработанная немецкой компанией KARE DESIGN, выполнена техникой печати на стекле.
Мерцающая сфера, мерно выступающая из глубины черной поверхности ковра, – очаровательная находка японского дизайнера Юми Эндо (Yumi Endo), спроектировавшего эту вещь для бренда NOW CARPETS.
ТЕКУЧИЙ ПОЛ
Еще одно произведение упомянутого Карима Рашида – ковер, созданный им для VONDOM. Криволинейная, текучая структура, словно растекшаяся по полу галлюцинация, в дополнение углублена концентрическими кругами.
Этот пол был сделан брендом CASACERAMICA для своего нового выставочного зала. Идея состояла в том, чтобы немного шокировать зрителя, создать нечто эффектное, что дало бы повод больше говорить об этом месте.
ОШИБОЧКА ВЫШЛА
В современной цифровой визуализации существуют ошибки, называемые багами, которые дали жизнь определенной эстетике, в среде дизайнеров и художников известной как глитч. Из андеграунда глитч постепенно проникает на рынок, поэтому все чаще мелькает в коллекциях известных брендов.
BOCA DO LOBO создали ковер с «разрушенным», расплывшимся изображением, иронично столкнув античную кариатиду с образами оп-арта и глитч-деформациями.
У итальянской компании GLAMORA есть обои с криво «прогрузившейся» картинкой, прекрасно подчеркивающие современный интерьер.
Текст: Денис Миронов