Шар и мыльный пузырь

Шар и мыльный пузырь


Рецепта культового предмета не существует, как не существует рецепта гениальной книги или музыки. Но точно нужны интуиция и талант автора и совпадение человека и времени. Так появились предметы-иконы финского дизайна – кресла «Ball» и «Bubble».


Ээро Аарнио


Как промышленный дизайнер Ээро Аарнио (eero-aarnio.com) создал около дюжины предметов – не много для 50-летней карьеры, но зато как минимум два из них стали символами эпохи. Это попадание в десятку – пример того, как человек оказывается в нужное время в нужном месте.

В начале 1960-х Ээро закончил Институт прикладного Искусства в Хельсинки и открыл собственную студию. Он начал как традиционный художник: работал с натуральными материалами, создавал классические скандинавские интерьеры. Но очень быстро перешел на новый, невероятно перспективный материал – мебельный пластик. Это был в прямом смысле слова «материал будущего» - легкий, принимающий любую форму, хорошо впитывающий цвета полимер. Мир сходил с ума по Космосу и новым технологиям, послевоенное поколение подросло и хотело жить в домах, совершенно не похожих на буржуазные интерьеры родителей. Людям нужно было будущее, и дизайнеры его создавали. Они вывели дешевый материал на орбиту большого дизайна и одновременно сделали его частью поп-арта, где уже гремели работы Уорхола, Лихтенштейна и Джаспера Джонса.


Eero Aarnio


Первым большим успехом Аарнио стало The Ball Chair – кресло, которое он спроектировал для себя: дизайнеру было важно работать, не отвлекаясь на посторонние шумы и движения, но при этом быть на виду. Форма сферы подошла идеально. Она так напоминала капсулу космического корабля или кабину пилота, что попала в кинематограф. Кресло The Ball «снялось» в фильмах «Марс атакует», «Остин Пауэрс», «Люди в черном» - фильмах не только о космосе, но и о ностальгии по 1960-м, для которых этот предмет стал приметой времени.


The Ball Chair


Вторая громкая удача пришла через пять лет в 1968 г: Bubble chair стало продолжением кресла Ball, только теперь по задумке дизайнера в него проникал свет. Огромный пузырь выдули из акриловой смолы на фабрике в Финляндии, и он начал свой полет в поп-культуру. Фотогеничность Bubble chair моментально оценил глянец: в нем снялась и Донателла Версачи, и певица Нина Хаген; актриса Кармен Электра появилась в кресле на обложке Playboy. Его ставили на обложки музыкальных альбомов и рекламных каталогов о Хельcинки. Фотографы, стилисты и «звезды» любят предметы-игрушки Аарнио за присущий им юмор и оптимизм, искусствоведы – за новаторство, смелость и свежий взгляд на вещи.


Bubble chair


Предметы Ээро Аарнио находятся в коллекции Музея Виктории и Альберта в Лондоне и МоМА в Нью-Йорке, а сам он удостоен всех возможных премий как в Финляндии, так и за рубежом. Но Аарнио не сделал из своей жизни предмет искусства, как уже упомянутый Энди Уорхол, он в первую очередь дизайнер – мастер, создающий удобные и функциональные предметы. И в этом смысле он типичный представитель своей нации - крепко стоящей на ногах, но не перестающей смотреть в небо.


Текст: Екатерина Полякова




Возврат к списку