Дизайнер, архитектор и писатель Микеле Де Лукки — один из главных представителей итальянского дизайна последних десятилетий. Он же и автор самой продаваемой в мире лампы Tolomeo, произведенной Artemide в 1987 году.
МИКЕЛЕ ДЕ ЛУККИ
Микеле Де Лукки родился в Ферраре. Получил высшее архитектурное образование во Флоренции. Затем стал ассистентом на курсах дизайна, проводимых Адольфо Наталини, одним из главных представителей радикальной архитектуры.
Концептуальные идеи и эксперименты настолько увлекли Микеле, что вскоре он создал группу Cavart, которая создавала перформансы на грани искусства и архитектуры.
В 1976-1977 гг. Де Лукки преподавал промышленный дизайн в Международном университете искусств во Флоренции.
В 1979 году Микеле познакомился с Этторе Соттсассом и группой «Мемфис», а в следующем году начал собственную практику.
За короткое время Де Лукки вошел в крупнейшие итальянские промышленные компании и проектировал предметы и мебель для Artemide, Alias, Unifor, Hermès, Vitra, Poltrona Frau, Alessi и Olivetti.
Профессиональная деятельность Микеле Де Лукки всегда сопровождалась постоянными личными исследованиями дизайна, поэтому в 1990 году он создал экспериментальную лабораторию Produzione Privata, в которой производил изделия только с использованием ремесленных техник.
«Я создал эту лабораторию, потому что всегда чувствовал себя слишком далеким от своих проектов: часто существует слишком большая дистанция между интимным миром проекта и потребительским миром производства, использования и разрушения. Мне бы хотелось наполнить продукты ценностью, более богатой чувствами и человечностью, искоренив безразличие стандартизированного массового продукта (...) Благодаря итальянским мастерам моя студия превратилась в своего рода мастерскую художника эпохи Возрождения», – говорит Де Лукки.
МИКЕЛЕ ДЕ ЛУККИ. ПРОЕКТЫ
ЛАМПА TOLOMEO, ARTEMIDE
Настольная лампа Tolomeo – икона дизайна и самая продаваемая лампа всех времен. Настолько, что Artemide выделила для ее производства целый завод, выпускающий около полмиллиона экземпляров Tolomeo в год.
В 1986-1987 гг. перед Микеле де Лукки стояла амбициозная задача: обновить классическую настольную лампу-пантограф, опираясь на иконы дизайна – Anglepoise и Naska Loris – знаменитые норвежские лампы 1933 года производства FontanaArte, а также Luxo, разработанную в 1937 году Яком Якобсеном.
Основание и конструкция с подвижными рычагами Tolomeo, а также соединения и опоры выполнены из полированного алюминия. Диффузор – из анодированного алюминия. Предмет оснащен пружинной системой балансировки.
В 1989 году Tolomeo удостоилась престижной премии Compasso d’Oro.
«Успешный объект – это редкость и составляет, возможно, 2% от всего, что запущено в производство; остальное потеряно. Когда я разрабатывал Tolomeo, я был удивлен реакцией рынка и тем, насколько это людям понравилось. Я все еще ищу тайну, стоящую за этим…», – признается Микеле Де Лукки.
СТУЛ FIRST, MEMPHIS
В 1983 году Микеле Де Лукки спроектировал стул First для группы «Мемфис», «в котором геометрическая матрица круга становится порождающим и объединяющим элементом типологических компонентов (спинка, сиденье, подлокотники)».
КУХНЯ MATERIC, DADA
В 1999 году Микеле Де Лукки представил первый проект кухни – Materic, созданный для Molteni&C Dada. Дизайнер подробно объяснил процесс дизайна и производства: «Фактически кухня состоит из основания, навесных шкафов и пространства между этими двумя элементами, цоколя, колонн и аксессуаров.
Основание – фундаментальный элемент, поскольку оно лучше всего определяет форму кухни и функциональность и практичность столешницы. Именно столешница и поиск новых качеств ее использования привели меня к идее Materic. Именно размышления о том, как сделать столешницу больше и функциональнее, привели меня к гипотезе о создании вспомогательной выдвижной поверхности обслуживания…».
СВЕТИЛЬНИКИ DIOSCURI, ARTEMIDE
Dioscuri – это серия светильников, ставшая знаковой. Элементарная геометрия сферического рассеивателя из выдувного стекла, протравленного кислотой, способствует равномерному рассеиванию света. Dioscuri могут применяться как в интерьере, так и на открытом воздухе.
ПОДВЕСНОЙ СВЕТИЛЬНИК IPNO, ARTEMIDE
Центральный элемент подвесного светильника Ipno – инновационная оптика, которая с почти волшебным эффектом придает свету полную прозрачность. Оптика вставлена в металлический диск, который плавно расширяется конусом к точке подвеса.
СКАМЬЯ PIAZZA SCALA, RIVA 1920
Скамья Piazza Scala отличается единым эргономичным деревянным сидением, поддерживаемым квадратными ножками, и полностью изготовлена из массива дерева с приклеенными рейками.
СКАМЬЯ TRIENNALE, GLAS ITALIA
Скамья Triennale – сама лаконичность: изделие полностью выполнено из сверхлегкого травленого стекла (прозрачного или цветного) толщиной 30 мм с полированной кромкой.
БИБЛИОТЕКА EXISTENCE, DE CASTELLI
Existence – новое переосмысление книжного стеллажа или библиотеки. Ключом к его созданию стали вопросы, которые поставил Микеле Де Лукки: «Почему библиотеки всегда должны быть прямыми, длинными, вертикальными, под прямым углом? И разве нам не нравится хранить среди книг мелкие предметы – сувениры или бесполезные артефакты из фундаментальных периодов нашего существования?».
Existence представляет собой полностью металлическую структуру, построенную вокруг модулей, форма которых никогда не повторяется дважды.