Фрэнк Ллойд Райт – национальное достояние Америки, его проекты охраняются государством, а в одном из них - Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке - побывал каждый, кто интересуется современным искусством.
Одноэтажная Америка, которую исколесили в середине 1930-х Ильф и Петров – это и Америка Фрэнка Ллойда Райта (Frank Lloyd Wright). Великий архитектор, создавший около 800 проектов, строил не только виллы миллионеров, но и типовые дома для среднего класса, так называемые «юсоновские» (от аббревиатуры U.S.O.N.A. (Unites States of Nothern America) в период своего второго расцвета – в 1930-е.
Счастлив художник, идеи которого востребованы. Часто за взлетом приходит забвение: вкусы поколений меняются, находки новаторов кажутся молодежи архаичным, не модным и даже аляповатым. Рано начавший карьеру Фрэнк Ллойд Райт, к 1900 уже открыл собственное архитектурное бюро. А это время мировая архитектура разделилась на два непримиримых лагеря: функционалистов и приверженцев органического подхода. Первые, как ясно из названия, считали главной практическую сторону строения и задолго до Хрущева начали борьбу «с излишествами» - декоративными элементами: колоннами, барельефами и горельефами, статуями, так ценимыми античной традицией. Ле Корбюзье провозгласил: «Дом – машина для жилья». Лидер органической архитектуры Райт вывел другую формулу: «Дом не на земле, а из земли». Гармония между зданием и ландшафтом, свободные планировки, длинные плоские крыши, образующие козырьки террас – все это мы видим и используем сейчас, а придумал сто лет назад Фрэнк Ллойд Райт. Его прославили двух-трехэтажные «Дома прерий» с крышами, отдаленно напоминающими пагоды: мастер очень ценил минимализм и обоснованность любой детали в традиционной японской архитектуре.
Органические дома, как и функциональные очищены от лишнего, но не безлики, они стремятся к полному слиянию с природой. Апофеозом этого слияния стал «Дом над водопадом», который Райт создал для семейства бизнесмена Кауфмана в штате Пенсильвания. Архитектор заразил заказчика смелой идеей сделать природный поток частью здания, выстроив дом над ручьем, при этом участок скалы стал стеной. Показательно, что при застройке не было срублено ни одного дерева, даже валуны старались не передвигать. Этот проект вернул Райта в большую архитектуру в 1930-х, после нескольких лет забвения.
Самое знаменитое публичное здание Райта – Музей современного искусства Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке было закончено в 1959 году, когда ни автора, ни мецената-заказчика уже не было в живых. По задумке Райта посетители взлетали на лифте к пололку закрученной белой спирали и оттуда начинали осмотр коллекции, постепенно спускаясь вниз. Задумка не воплотилась, сейчас все движется снизу-вверх – идеи выдающегося архитектора оказались слишком прогрессивными. Но даже спустя 60 лет его жилые дома и проекты кажутся не просто очень современными, а футуристическими.
Текст: Екатерина Полякова