г. Москва, Рублевское шоссе, 52a
Интернет магазин
casa ricca expo
Каталог
Каталог
Новости Журнал Сервисы Интерьеры Бренды OUTLET Контакты
Дизайн без границ: «королева света» Нанда Виго

Дизайн без границ: «королева света» Нанда Виго

10 (4.81)

До 8 января в Музее декоративного искусства и дизайна Бордо проходит ретроспективная выставка, посвященная миланскому дизайнеру Нанде Виго, которая всегда избегала ярлыков и границ. Как насчет познакомиться с этим влиятельным итальянским художником и дизайнером-авангардистом?


НАНДА ВИГО – КОРОЛЕВА СВЕТА

Нанда Виго – архитектор, дизайнер и художник – родилась в Милане в 1936 году. В 1959, сразу после окончания Политехнического института в Лозанне и периода в Школе архитектуры Фрэнка Ллойда-Райта в Талиесине (штат Аризона, США), открыла собственную дизайн-студию. Ее работы отличали чистая, но провокационная эстетика и постоянные эксперименты.


Нанда Виго (1936-2020)


В то время, в 60-е годы, когда немногим женщинам удавалось закрепиться в мире искусства и дизайна, Нанда Виго стала эталоном и получила признание «королевы света». «Что меня вдохновляет? Свет. Свет имеет решающее значение для форм, объектов и общей атмосферы. Свет прогрессирует и не имеет измерения…», – говорила Нанда Виго. На протяжении всей карьеры ее творчество всегда было отмечено поиском конфликта и гармонии между светом, пространством и временем. Такой подход завоевал симпатии и публики, и критиков. Всего Нанда Виго приняла участие в 112 персональных и 485 групповых выставках.


Нанда Виго и Лучо Фонтана


Нанда Виго – идеолог теории хронотопа (эстетическая категория, отражающая амбивалентную связь временных и пространственных отношений) и хронотопических сред – иммерсивных и живых пространств, в которые можно полностью погрузиться и прочувствовать. Такой эффект достигается за счет чистого абсолютного света – использования искусственного света и материалов с высокими отражающими/преломляющими свойствами, например, печатного стекла, стали, зеркал, а также отдельных цветов – белого, синего, желтого и черного, используемых определенным образом, чтобы создавалось ощущение, будто они «вылились прямо из света».


Global Chronotopic Experience, 2018, Милан. Фото: Marco Poma, архив Нанды Виго


Один из самых ярких проектов Нанды Виго – жилой дом, над которым дизайнер работала вместе с Джо Понти в 1968 году по заказу коллекционера произведений искусства Джобатты Менегуццо. Расположенный в Мало, в провинции Виченца, дом был спроектирован Джо Понти, а смелый интерьер выполнен Виго. Характерными чертами проекта стали белая плитка Gres 20х20 см, чередующаяся со вставками из синтетического серого меха. Мебель была расставлена в пространстве, цельном, открытом и лишенном дверей, совершенно оригинально. Даже винтовая лестница, ведущая на верхний этаж, покрыта мехом. В результате получилась среда, одновременно обволакивающая и отталкивающая, с периметральным освещением и хронотопическими элементами. Именно в этом доме Менегуццо разместил коллекцию работ Лучо Фонтаны, Энрико Кастеллани, Хулио Ле Парка, Раймонда Хейнса, Агостино Боналуми и других.


file-0
file-1
file-2
file-3
Галерея 2722


РЕТРОСПЕКТИВНАЯ ВЫСТАВКА “NANDA VIGO, LESPACE INTÉRIEUR” В MADD, БОРДО

Движимая творческим порывом и всегда устремленная в будущее Нанда Виго была ненасытным экспериментатором. Кураторы выставки в Бордо Жюстин Депрец и Виктуар Брюн реконструируют метод Нанды Виго, ее особый дизайн-словарь, в котором искусство, архитектура и дизайн гармонично сливаются в новую концепцию «тотальной» среды.


Выставка в MADD, Бордо. Фото: Valérie Sadoun


Захватывающая ретроспективная выставка представлена в здании музея, занимающего пространство бывшей городской тюрьмы. Длинный центральный коридор представляет собой специально реконструированную «Утопию» – красное пространство с металлическими стенами и ковровым покрытием, созданное Нандой Виго вместе с другом и коллегой Лучо Фонтана для XIII-й Миланской Триеннале в 1964 году.


Ambiente Spaziale Utopie, XIII Триеннале в Милане, Лучо Фонтана и Нандо Виго. Источник: Pirelli Hangar Bicocca


В бывших тюремных дворах экспонированы ранние исследования Нанды Виго – скульптуры Cronotipi и Ambiente Cronotipico, сделанные из отражающих материалов, стекла и стали. Взаимодействуя со светом, они деконструируют пространственные границы и трансформируют восприятие.


Ambiento Cronotopico, 1968, Нанда Виго. Фото: Valérie Sadoun


В старых тюремных камерах представлены самые разные идеи: дизайн, монохромный дизайн интерьера и членство Виго в реакционном движении ZERO, действовавшем с 1957 по 1966 гг. в Дюссельдорфе, цель которого – пересмотреть концепцию современности и пережить травму войны. Пристрастие группы к пластическому подходу, включающему свет и его динамику, вызвало любопытство Виго. Впоследствии она принимала активное участие в выставках и перформансах группы, о чем свидетельствуют фотографии того периода, журналы и архивные материалы.


Trigger of the Space, 1974, Нанда Виго. Фото: Valérie Sadoun


Используя QR-коды на стенах, посетители могут виртуально войти в один из самых представительных интерьеров Виго, дом коллекционера произведений искусства Джобатты Менегуццо в Мало, настоящий подрыв общепринятых стандартов дизайна.


file-0
file-1
file-2
Галерея 2723


«Камера», посвященная радикальному дизайну Виго, демонстрирует ее специфический выбор материалов – зеркала, стекла, металла, пластика и текстиля, которые она перевела на провокационный язык гибридных, пушистых, мягких и гостеприимных форм, балансирующих между функциональными продуктами и произведениями искусства. Примерами могут служить пуф Blocco из синтетического меха для Driade, стол Blok (Acerbis), зеркала Andromeda и Cosmos для Glas Italia (до сих пор выпускаемые). Для Acerbis Нанда Виго разработала шкаф Storet с закругленным профилем. Объект смелых форм и цветов, отражающий неподвластность времени, недавно был перевыпущен.


file-0
file-1
file-2
file-3
file-4
Галерея 2724

Пуф Blocco (1), стол Blok (2), зеркала Andromeda (3-4), шкаф Storet (5)


Об удачном партнерстве Виго с Анджело Лелли из Arredoluce, который стимулировал и производил эксперименты радикального дизайнера, повествуют стальные лампы строгих форм – Utopia, Iceberg, Linea и метровый торшер Golden Gate, один из первых, в котором использовалась светодиодная технология очень редкого красного цвета, в то время применявшаяся исключительно NASA для своих панелей управления в Центре управления полетами «Аполлона».


file-0
file-1
file-2
Галерея 2725

Нанда Виго для Arredoluce, 1968-1972. Фото: Valérie Sadoun


Кураторы выставки LEspace Intérieur пишут, что работы Виго «не являются объектами созерцания, на которые можно смотреть прямо, как на картину или статую. Они должны быть восприняты внутренне, как пространства с сенсорными переживаниями». Масштабная выставка, которая проходит через два года после смерти Виго (умерла в 2020 в Милане), – «дань уважения дизайнеру, которому, несмотря на ее замечательную авангардную карьеру и работу с Лучо Фонтано, Джо Понти, Пьеро Мандзони и Энрико Кастеллани, еще предстоит добиться славы, которую она заслуживает»,


file-0
file-1
file-2
file-3
file-4
Галерея 2726

Работы «королевы света» Нанды Виго


Если в ваших ближайших планах значится поездка во Францию, горячо рекомендуем посетить ретроспективную выставку Нанды Виго, которая продлится до 8 января 2023 года.


Возврат к списку

Нажимая кнопку «ОТПРАВИТЬ», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных в Согласии на обработку персональных данных

Разарботка сайта: neyiron.ru
Array
(
)