Галерея Lalana Rugs переосмысливает традиционное ковроткачество, представляя коллекцию ковров уникальных дизайнов – произведений искусства в новой материи.
LALANA RUGS
Lalana Rugs – это инициатива в области прикладного искусства, бренд и культурный проект с постоянной программой выставок и конференций, объединяющая современных художников и традиционные для Аргентины ремесленнические технологии. Отличительная черта проекта – слияние искусства, дизайна и ремесла для создания коллекционных ковров, как декоративных, так и функциональных. «Мы заинтересованы в переносе произведений искусства в другие материи и пространственные отношения, которые позволяют по-новому взаимодействовать с искусством, в том числе прикасаться к нему», – говорят организаторы проекта.
Lalana Rugs была основана куратором Флоренсией Черняёвски, которая заинтересована в отношениях между изобразительным искусством и другими дисциплинами, включая дизайн. С 2010 по 2016 гг. Флоренсия работала в кураторском отделе Центра Помпиду, затем сотрудничала с Museo Madre в Неаполе и MALBA в Буэнос-Айресе.
LALANA RUGS. ИЗБРАННОЕ
CHARACTER, РОБЕРТО АЙЗЕНБЕРГ
Выразительный и графичный ковер Character соткан вручную из окрашенной шерсти. Рисунок в точности повторяет оригинальное произведение Personaje, созданное художником Роберто Айзенбергом в 1979 году.
Центральный элемент загадочных композиций Айзенберга – многогранные формы, напоминающие веера или зонтики, подвешенные в пространстве. Находясь на тонкой грани между фигурацией и абстракцией, эти выразительные образы создают символический язык, который хочется расшифровывать.
FUNKY FLOATING MAN, ЛУИС ФЕРНАНДО БЕНЕДИТ
Яркий и необычный ковер Funky Floating Man воспроизводит оригинальную живописную работу «Без названия», созданную аргентинским архитектором, дизайнером и художником Луисом Фернандо Бенедитом в 1967-68 гг. Бенедит исследовал неоформализм и неофигуратизм, а позже обратился к эстетике поп-арта с яркими однотонными цветами и юмором.
Интересно, что сам художник всегда стремился к синтезу искусств: «Я хочу создавать визуальные артефакты «далеко неспецифического использования». Я не делаю различий между архитектурой, живописью и дизайном – термином, набирающим обороты. Я считаю картину Лучо Фонтана и автомобиль Ferrari равноценными, но выбираю последнее», – говорил Бенедит.
SLICE, ЛУИС Ф. БЕНЕДИТ
Slice – еще одно адаптированное произведение Луиса Фернандо Бенедита: оригинальная работа Corte transversal выполнена в 1968 году. Эффектный ковер ступенчатой формы похож, скорее, на декоративное панно и может быть экспонирован на стене. В Slice объединены линеарная графика, объемная геометрия и элементы поп-арта.
HIGH HEELS, ЖАЗМИН БЕРАХТА
В галерее Lalana Rugs представлены работы и современных авторов, например, длинный и узкий ковер High Heels по дизайну Жазмин Берахта.
В своих произведениях Жазмин переосмысливает вышивку, традиционное ремесло, исторически связанное с женщинами и их личным пространством, в контексте современных образов. В работах Берахта женское тело, изображенное целиком или фрагментарно, как правило, обведено черным контуром и «парит» на нейтральном фоне, в композиции с несколькими узнаваемыми объектами – туфлями на каблуках, сигаретами, пальмами или древними артефактами. «В своей работе я использую различные материалы в динамике – от крупных текстильных работ до небольших рисунков и предметов. Репрезентация тела — цельного, фрагментарного, одиночного или коллективного — является осью, из которой возникает ряд отношений: поза как дискурс в напряжении с интимными жестами, трансформациями и деформациями тела; понятие тела, пронизанного культурой; сила телесного языка в контексте прошлого и настоящего», – Жазмин Берахта.
HALF-MOON (FLATWEAVE), АРИ БРИЦЦИ
Ковер Half-moon или Flatwave – версия перенесенного в другую материю произведения искусства «Без названия» (1958 г.) художника, скульптора и дизайнера Ари Брицци. В конце 50-х гг. Брицци начал экспериментировать с композициями, в которых контраст цветов, параллельные линии и повторение геометрических форм позволяли ему создавать иллюзию движения, которая позже будет известна как «кинетизм» или «оп-арт». Позже Брицци исследовал возможности передачи световых эффектов за счет изменения насыщенности цвета.
«Я считаю, что кинетизм был так хорошо принят в то время из-за нашей оригинальности и использования промышленных материалов, которые считались неблагородными или малоценными с эстетической точки зрения. Нашей истинной задачей было сделать так, чтобы они достигли художественного статуса», – Ари Брицци.
GOLDEN RECORD, АДРИАНА БУСТОС
Ковер Golden Record создан по дизайну современной художницы Адрианы Бустос в 2021 году. Изучив изобразительное искусство и психологию, Адриана Бустос впервые начала проявлять интерес к документальным практикам с помощью инсталляций, видео и фотографии. Позже она нашла в изобразительном искусстве средства для создания убедительного повествования, обсуждающего социальные и политические проблемы. С помощью этой техники она создала заманчивую эстетику, которая смешивает визуальный язык естественнонаучных договоров 17-го и 18-го веков с послевоенной графической рекламой 20-го века и современной инфографикой. Под деликатным внешним видом работ Бустос скрываются спорные темы власти, пола и расы.
Самые ранние произведения Бустос отражали незаконный оборот и коммерциализацию драгоценных металлов, запрещенных веществ и людей на американском континенте с колониальных времен до наших дней. Визуальное воссоединение различных фрагментов информации — нарисованных от руки людей, предметов, рекламы, карт, документов, маршрутов, генетических кодов или ботанических исследований — позволяет ей наметить нелинейное повествование, которое может быть по-разному интерпретировано.
CAPRI, ЭМИЛИО ПЕТТОРУТИ
Колоритный и разноцветный ковер Capri создан на основе одноименной произведения (1956 г.) художника Эмилио Петторути.
Эмилио Петторути – бесспорная ключевая фигура начала абстрактного искусства в Аргентине. Он учился в Академии изящных искусств в Ла-Плате, а в 1913 году получил стипендию на обучение в Европе. Там он подружился с несколькими известными художниками-авангардистами того времени: футуристами Карло Карра и Филиппо Томмазо Маринетти в Италии и Хуаном Грисом во Франции, у которого учился кубизму.
По возвращении в Буэнос-Айрес Петторути продолжил изучать кубизм, все больше интересуясь изображением света. В 40-е годы он создал серию «Аргентинские солнца»: натюрморты, в которых падающий солнечный свет изображается не только цветом, но и воплощается в геометрических формах, меняющих отношения между предметами. В произведениях 1960-х гг. солнечный свет, пробивающийся сквозь оконное стекло, полностью геометризуется и трансформируется в абстракции, полностью освобождаясь от прежней связи с миром природы, как и представлено в произведении декоративно-прикладного искусства – ковре Capri.