Сложно представить частный дом, загородную виллу или резиденцию без прилегающих к ним садов и парков. Эти пространства не просто дополнения к зданию, они являются частью архитектурного целого и требуют не меньшего таланта, чем интерьеры или экстерьеры.
Садово-парковое искусство имеет очень долгую историю. Уже в древности организация природной территории с эстетической целью имела большое значение и отражала статус и достаток владельца дома.
Ландшафтное проектирование – сложный процесс, ведь необходимо учитывать множество деталей: правильно расположить деревья и кустарники, подобрать высоту газона, найти место для фонтана, соблюсти меру и пропорцию, грамотно разбить пространство на функциональные зоны и т. д. Или создать особую атмосферу, будь то романтическая неряшливость, классическая строгость, естественность восточного сада или лаконичность минимализма.
Сегодня ландшафтные дизайнеры предлагают множество идей и решений, какие бы условия и требования ни выставлялись. Они могут удовлетворить любой вкус и организовать цветущий сад даже в самой тесной городской застройке, добиваясь уравновешенной и сбалансированной композиции природных элементов.
САД ПОД УГЛОМ
Иногда самые простые идеи приводят к самым элегантным решениям. Дизайнеры из компании Arterra Landscape Architects создали в Сан-Франциско эффектный городской сад, сместив угол на 62 градуса.
Пространственная композиция сада продолжает движение лестницы, ведущей к террасе дома. Чередования полос из светлого камня и гальки создают мягкий, успокаивающий ритм. Местами они прерываются участками со скульптурными группами стальных шаров.
По периметру геометрической структуры, смягчая ее строгость, в свободном порядке высажены трава, цветы и деревья. В глубине сада, в тени деревьев, организовано место отдыха, точкой притяжения которого служит «огненный стол».
ЛАНДШАФТ В СТИЛЕ МИНИМАЛИЗМА
Современный дом в нью-йоркском районе Хадсон – это тот случай, когда архитектура задает основу для решений ландшафтного дизайна. Команда дизайнера Вагнера Ходжсона (Wagner Hodgson) старалась обеспечить открытый вид на далекие горы и сохранить связь с легким и лаконичным зданием. Для этого количество используемых растений было ограничено, их формы четко определены, а цветовой диапазон достаточно сдержан.
Передний двор представлен участком с тремя видами декоративных трав, высаженных полосами вдоль тропинки и подстриженного газона. Самая высокая – мискантус китайский – выступает в качестве мерцающего экрана для стоянки из гравия.
Осока Морроу и родной для североамериканских прерий споробол окаймляют мостовую, ведущую к дому.
На заднем дворе отходит от дома многоуровневая лужайка, подчеркнутая стальными, с ржавчиной, балками. Повторение балок перекликается с архитектурными линиями дома, а центральная часть фасада с вертикальным озеленением служит своеобразным откликом.
Ступени, ведущие к бассейну, обыгрываются легкими цветовыми акцентами ложного очитка. Бассейн окружают трава «Гамельн» и просо «Шенандо», чьи переливы, в сочетании с ночным освещением, создают изящный эффект.
Сокращение количества растений и материалов, используемых для проекта, упрощает дизайн и придает ему более современный вид. Пейзаж – почти полностью из декоративных трав – меняется с течением времен года. Появляясь как ярко-зеленые побеги весной, летом они становятся золотыми, а зимой подгибаются под весом снега.
ОСТРОВ ВО ДВОРЕ
Владельцы дома в штате Миннесота очень ценят экзотическую природу острова Бали. Правда, долгий перелет труден и не всегда возможен. Поэтому если не получается уехать к любимым природным местам, то почему бы не перевезти их себе домой.
Бекки Бастир и Джим Суини (Becca Bastyr & Jim Sweeney) из студии Mom’s Design Build помогли хозяевам превратить свой двор площадью 750 кв. м. в пышный заповедник с «плавающей» палубой посреди усыпанного лилией пруда. Все пространство окружено рядом стальных панелей с лазерной резкой, которые обеспечивают как интимность частной жизни, так и художественную привлекательность.
На переднем дворе есть множество деревьев, в том числе сербская ель, корейская пихта «Хорстманн Сильберлок», сосна «Хилсайд Крипер» и норвежская ель «Фритше» и широкий ассортимент растений и цветов, среди которых: вейгела, сумах «Тайгер Айс» и японская сирень.
Перед беседкой команда дизайнеров создала новую гостиную из дерева, скрепленного металлическими решетками, а в центре расположился камин. Около камина на полках находятся ряды ящиков для саженцев, в которых домовладельцы выращивают травы и овощи, которые затем используют для приготовления и украшения коктейлей.
В УКРЫТИИ ТРОПИКОВ
Дом в центре города Ки-Уэст на самом южном острове штата Флорида утопает в пышном саду с большим разнообразием тропических растений. Автор проекта – ландшафтный архитектор Крейг Рейнольдс (Craig Reynolds) – старался создать уединенное место в условиях тесной застройки.
Среди многослойных, густо посаженных тропических растений, извивается сеть дорожек, выложенных кирпичной кладкой. Тропинки ведут к различным небольшим интимным зонам, раскиданным по саду.
Напротив деревянного крыльца с патио установлен бассейн, выложенный местным камнем оолитом. В отличие от многих бассейнов, которые спроектированы как центральная часть двора, он не доминирует над основным дизайном. Окружающее бассейн пространство обсажено финиками Робелена и алоказией, которые не растут выше, сохраняя открывающийся за территорией вид.
Рейнольдс также включил вторичные материалы для более мелких, менее заметных путей, чем создал своеобразную иерархию направлений и дополнительную интимность, так необходимую заказчикам.
Текст: Денис Миронов