Известный московский художник, керамист и график Владимир Ковалев получил профессиональное образование в художественном училище им. Калинина, которое потом слилось со «Строгановкой» (известная всем в мире искусства Московская государственная академия им. С. Г. Строганова). Его увлекла керамика c ее уникальными неповторимыми рельефами, узорами, орнаментами, глазури и разноцветные эмали, - одним словом, мир, в котором создаются истинные произведения искусства, как бы сотканные самой природой. Недаром искусствоведы называют Ковалева импрессионистом от керамики.
Владимир Ковалев - лауреат премии "Вера" Московского Международного Фестиваля Искусств "Традиции и современность", который ежегодно проходит в выставочном комплексе "Манеж". Недавно он участвовал в этом престижном мероприятии, на котором собрались более 300 художников со всего мира.
К открытию выставки Владимир Ковалев выпустил книгу «Скульптура. Панно. Графика», приоткрыв перед нами свой внутренний духовный мир. Рифмы и белые стихи переплетаются в книге-каталоге, сполна иллюстрируя то, что он ежедневно создает руками, душой, фантазией…
Его работы можно встретить в музеях, галереях и частных коллекциях России, Германии, Англии, Франции, Голландии, Японии и США. Владимир Ковалев также является партнером клуба Casa Ricca Club и вскоре на ул. Дениса Давыдова откроется офис его творческой мастерской.
- Кто был вашим кумиром в искусстве, кто особенно повлиял на ваше творчество?
По молодости и мне, и моим товарищам очень нравился оригинальный стиль Густава Климта. Увлекались мы и импрессионистами, но мне ближе всех был Гауди, эпоха ар-нуво. Понимаете, свою «точку отсчета» найти нетрудно, гораздо сложнее выразить в каждом произведении собственное состояние души, чтобы все, для кого ты творишь, поняли тебя, твои мысли и чувства.
- А как происходит этот самый процесс – создание, допустим, панно или скульптуры? Сначала ведь надо нарисовать, так?
Да, конечно. Керамика «выходит» из графики, и рисунок как бы переливается в форму. Керамика оперирует фактурами, впрочем, как и вся наша жизнь, а художник выражает в ней свое отношение к миру, свое мироощущение. И все – только руками. Режим обжига, цвет выбирается по наитию, а опыт и внутреннее видение образа помогают создать не что получится, а что задумано. И все-таки каждый раз, когда я открываю печь, каждое открытие дверцы – это действительно открытие. А потом – удивление то в «плюс», а то и в «минус».
Знаете, что самое опасное для художника? Простой. Полгода не брал в руки кисть, карандаш, глину, и руки становятся словно деревянными. Каждый день с утра до вечера я, за редким исключением, в своей мастерской. И так всю жизнь. В советское время было проще. Союз художников предоставлял мастерские, печи для обжига. Сейчас практически все поставлено на коммерческую основу. У меня есть ученики, студенты, хотя времени для передачи опыта катастрофически не хватает. Порой не успеваю даже дать названия своим работам.
- А где вы черпаете вдохновение?
В природе, во всем, что вижу вокруг. Не в телевизоре, конечно. Он висит у меня дома словно черный квадрат Малевича. И компьютер мне тоже не нужен. Часто уезжаю на природу в Тверскую область, там чудные места, озера, тишина, покой. Путешествие в другой город, другую страну привносит в творчество новые импульсы. Музыка мне тоже близка. Я, например, когда работаю, то слушаю джаз.
Я получаю наслаждение от работы, а потом оно передается людям. Хотя… каждый воспринимает произведения искусства по-своему, порой совсем не так, как задумывал автор. Почему, например, у меня «гранат» на ножках, спрашивают. И вовсе не потому, что он в телевизоре старого образца и это что-то значит, а потому что скульптуру важно хорошо поставить. Плоское основание «слипается» с поверхностью пола или стола, уходит легкость.
- Вы ведь работаете, что называется, «под заказ». Кто в этой цепочке «заказчик-художник» доминирует?
Конечно, главная персона – заказчик. Художник подстраивается под дизайн-проект. Порой приходится рисовать десятки эскизов, прежде чем получится вариант, который удовлетворит и меня, и архитектора, и заказчика. Делаю небольшие пробники, чтобы показать воочию, ведь рисунок не передает всю информацию о формах. Иногда приглашаю заказчика в мастерскую. Ведь пока работа сырая (глина не затвердела) можно что-то изменить.
- А что дает вам участие в выставках?
Возможность участвовать в новых. Это как замкнутый круг, в котором нужно все время вращаться. Так, после выставки в Манеже у меня появилось сразу несколько приглашений из Лувра, Монако, Китая, но выберу всего пару. Нет времени: печь зовет!..
Работы Владимира Ковалева, легкие, динамичные, истинно авторские, всегда узнаваемы. В скульптуре, панно, графике он создает мир внутри вселенной, получивший от автора энергию живописной стихии, нескончаемого «плавления» образов и мыслей. В своей книге он писал: «"Моя духовная задача как художника-керамиста и исследователя состоит в том, чтобы в доступной форме рассказать о положительном влиянии керамики на каждого человека через божественную радугу цвета, художественный символизм и живую глину".
Вернись к себе в ту первозданность,
Уравновесь весь пыл своей души.
Пройдет суровый век,
Наступит то, что называют вечным.
И дух возобновит парад тех душ людских,
Ушедших от себя
И возвратившись в вечность…
Ваш запрос принят в обработку.
Мы свяжемся с вами в ближайшее время
Коммерческое предложение для Вас успешно сформировано. Проверьте почту, пожалуйста.
Вы успешно подписались на рассылку!