Не стоит путать британский дизайн с английским стилем в интерьере. Традиционные английские гостиные знакомы нам по костюмным экранизациям Джейн Остин и Шарлотты Бронте. Они построены по принципу симметрии: парные вазы, парные лампы, канделябры и столики; и правилам дополнения: ткани-компаньоны сочетаются друг с другом, обоями и оттенком гардин, например, известный узор «Челси» («английские розы») с клеткой и полоской той же гаммы. Фамильная мебель на фоне классической архитектуры и стен сложных, интересных оттенков.
В британской ассоциации English Heritage, которая занимается сохранением исторического наследия, есть отдельное направление - восстановление традиционных красок и обоев. Специалисты-колеровщики и дизайнеры собирают образцы красок и слои обоев в старинных поместьях и на современных производствах делают на их основе новые коллекции. Такие можно найти, например, у Little Green и знаменитой Morris &Co.
Последней дал имя Уильям Моррис, глава движения Arts &Crafts, которое зародилось в Англии в середине XIX века в эпицентре промышленной революции. Участники «Движения искусства и ремесел»– художники, ремесленники, мастера – создавали новые предметы, используя старинные техники и приемы, противопоставили машинному продукту ручной труд. По сути, это был первый в мире предметный дизайн: вещи, сочетающие в себе авторскую идею и авторское же исполнение малым тиражом. Крестовый поход художников-романтиков против индустриализации захлебнулся: машины победили, рынок стал массовым и глобальным. Но Arts &Crafts открыл явление дизайна как таковое, пока еще в художественном поле. Например, эскизы обоев Уильяма Морриса – это предтеча последнего большого стиля - ар-деко - с его плавными линиями, томными изгибами и природными мотивами.
Отчасти дух и направление мысли Морриса подхватила и развила Триша Гилд (Tricia Guild), открыв в 1970-м в Лондоне компанию обоев и текстиля Designers Guild.
Современный британский дизайн – это умная провокация, смелость и ирония. Лондон бурлит и раскрепощает, но, в отличие от Нью-Йорка, у него есть отличная родословная и легкая порция снобизма, которая исключает любой дурной вкус. Посмотрите на работы Торда Бунтье (Tord Boontje) или Тома Диксона (Tom Dixon). Первый создает феерические лампы, которые одна за другой получают премию Red Dot Design, второй придумал самый длинный в мире диван Bombay Sapphire Stretch (45 метров) и светильник Jack Light - он теперь находится в коллекции Музея Виктории и Альберта в Лондоне и Музея современного искусства в Сан-Франциско.
Лондонец Джаспер Моррисон (Jasper Morrison), напротив, никогда не позволял себе вольностей в дизайне, но его вещи нельзя назвать скучными, они жизнерадостны и дружелюбны.
Рисунок британского флага на дверном коврике, красная телефонная будка в гостиной и портрет королевы в туалете способны снизить пафос любого, даже самого дорогого интерьера – а это для британцев очень важно. И God, save the Queen!
Текст: Екатерина Полякова