Французское сокровище: Андре Путман

Французское сокровище: Андре Путман

Работа с интерьером в XX веке превратилась в отдельную профессию, в которой теперь есть свои герои. К этой плеяде, безусловно, относится француженка Андре Путман (Andrée Putman) — незаурядный художник по интерьерам.

Она родилась в 1925 году. Уроженка аристократического рода, Путман закончила парижскую консерваторию по классу фортепиано, но приняла решение не становится ни пианисткой, ни композитором. Вместо этого она несколько лет серьезно занималась журналистикой: шесть лет (с 1952 по 1958) была колумнистом журнала Elle, затем еще четыре года редактировала раздел, посвященный интерьерам, в журнале L’Oeil. Параллельно Путман занималась промышленным дизайном: разрабатывала посуду и декор для сети недорогих универсальных магазинов Prisunic.

В 1971 году Андре Путман вместе со своим другом Дидье Грюмбахом, который затем возглавил Синдикат Высокой Моды в Париже, основала новаторскую компанию, специализирующуюся на разработке готовой одежды: идея была в том, чтобы свести талантливых молодых дизайнеров с производителями повседневной одежды. В том числе благодаря этому проекту юные модельеры Жан-Карл Кастельбажак, Иссэй Миякэ и Тьерри Мюглер начали свои карьеры.

После участия в нескольких творческих объединениях, так или иначе связанных с дизайном, в 1978 Путман основала собственную практику Écart: здесь она организовала перевыпуск классической модернистской мебели, чтобы заново показать забытые объекты, разработанные Эйлин Грей, Рене Хербстом, Жан-Мишелем Франком, Мариано Фортуни, Пьером Чаре — эти имена и сегодня очень мало знакомы русскому глазу. Этот проект существует и сегодня.

file-0
file-1
file-2
file-3
file-4
file-5
file-6
Галерея 718

Мебель, выпущенная в рамках проекта Écart

В этот же момент началось сотрудничество Путман с модельерами: она разработала бутики для Тьерри Мюглера (Париж, 1978), Ив Сен Лорана — целых пятнадцать магазинов в США были сделаны за четыре года (1980–1984), а также для Карла Лагерфельда — география этих проектов особенно широка: Париж, Нью-Йорк, Торонто и Мельбурн (1980–1985).

1984 год стал поворотным для карьеры Андре Путман: она разработала интерьер для первого в мире бутик-отеля Morgans в Нью-Йорке. Дизайнер отказалась от приемов, которые казались ей пошлой роскошью: это решение очень ярко выразило ее профессиональную позицию, которой Путман затем всегда следовала.

Вместо открытой демонстрации богатства она предпочла сдержанное ощущение комфорта и роскошь простых линий. Для этого проекта Путман придумала прием, который затем стал ее отличительным знаком: использование черной и белой квадратной плитки в шахматном порядке — сегодня этот символ даже служит иконкой на ее сайте. В результате интерьер роскошного отеля сложился без огромных затрат. Интерьер Morgans был модернизирован дизайнером почти через четверть века, в 2008 году.

В 1997 году Путман основала мастерскую Studio Putman: к тому времени ей было 72 года. Отели, лаунж-зоны в аэропортах, SPA стали визитной карточкой дизайнера: лаконичная роскошь нашла своих почитателей по всему миру.

Парфюмерный магазин модного дома Guerlain на Елисейских полях

Среди проектов Путман не только отели и бутики: например, она спроектировала кабинеты нескольких французских политиков, Музей современного искусства в Бордо, Музей изящных искусств в Руане — выставочные пространства стали еще одним важным направлением в работе мастерской. Эта работа понималась дизайнером как сценография — именно так обозначен этот раздел в наследии Путман.

Кабинет министра культуры Франции

Один из залов Музея изящных искусств в Руане

Есть на счету дизайнера и проекты на стыке интерьера и промышленного дизайна: интерьеры атлантического лайнера и самолета.

Проекты Путман часто характеризуют как минималистичные, однако этот минимализм далек от немецкого рационального дизайна или от прекрасного японского аскетизма: здесь роскошь состоит скорее в том, чтобы сдержанно демонстрировать все богатства, доступные обитателям дома (или дорогого отеля), — и добавлять к ним простые материалы.

Андре Путман работала не только с набором предметов и материалов: ее интересовала жизнь пространства и его трансформации. Дизайнер не стремилась сделать интерьер исключительно оригинальным — задача скорее состояла в том, чтобы сделать его разумным и элегантным. Путман всегда отличали чувство вкуса и огромный профессиональный кругозор: ясность мысли и тонкость ее собственных проектов связаны с огромным кругом предметов дизайна и искусства, которые она знала и понимала. Ее работа здесь как бы служит продолжением большого и важного культурного диалога, который сегодня продолжает дочь Андре Путман — Оливия.


Возврат к списку