Любой диктат утомителен, даже диктат такого роскошного и волнующего большого стиля, как барокко. Во второй половине XVIII века на смену ему приходит классицизм.
Интерьер Chiodelli Arte
Новые европейски монархи противопоставляют себя предшественникам: им нужно отличаться, нужно заявить о себе. И в то же время им нужна поддержка, и они находят проверенную веками опору - традицию. Мир как раз активно познает античность: Руссо и Вольтер обсуждают тексты Гомера и идеи Аристотеля и Платона, Декарт разделяет жанры на высокие и низкие, отдавая первенство греческой оде, трагедии и эпопее, идут раскопки Помпеи, копии статуй – один из главных экспортных потоков из Средиземноморья. Великая античность снова на поверхности, «золотой век» взят за образец. Рядом с ее спокойной гармонией помпезное барокко кажется современникам тяжеловесным, старомодным – почти безвкусным.
В России классицизм введен «сверху»: главным человеком эпохи была Екатерина Великая, стиль пришелся ей по душе – он замечательно отражал ее рациональный ум и цельный характер. Она разработала образцы общественных зданий и государственных учреждений, по которым надлежало строить во всех городах Империи. Куда бы вы ни приехали сегодня – в Москву, Петербург, Вологду или Самару, главное торговое место города - гостиный двор - будет одинаковым: желтым зданием с арочной системой сводов. Это наследие классицизма. Все «рюши» и излишества жизнерадостной Елизаветы Петровны были приглушены, например, покрасили краской позолоченные статуи на крыше Эрмитажа и Екатерининского дворца в Пушкине. Французский регулярный парк с его четкими стрелами дорожек, зелеными боскетами для укромных свиданий и лабиринтами сменил вольный английский пейзажный парк – романтичный и естественный.
Свобода в рамках канона – так можно охарактеризовать классицизм. XVIII век – время путешествий и новых открытий: двор увлечен новой забавой – минералогией. Англичанин Чарльз Камерон, автор книги о римских термах, приглашен строить императорские купальни в Царском Селе из нового материала – агата. Знаменитые Агатовые комнаты недавно открылись после реставрации – это тоже классицизм, только камерный, на уровне интерьера, а не архитектуры.
Главные признаки стиля классицизм – четкие вертикальные и горизонтальные линии (колонны, окна, капители и портики), античные сюжеты или отсылки к ним (вспомните памятник Суворову в доспехах Марса), удобство и функционализм. В частном интерьере появляется новое пространство – библиотека, которую часто совмещают с рабочим кабинетом. Мебель для нее должна быть благородна, не вычурна, словно построена по тем же принципам античного ордера, что и архитектура. Человек эпохи – мыслитель, философ, его «рацио» не терпит лишних украшательств и пустых затей.
ЭЛЕМЕНТЫ КЛАССИЦИЗМА, КОТОРЫЕ СТОИТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ В СОВРЕМЕННОМ ИНТЕРЬЕРЕ:
1. Колонны и пилястры
Это могут быть декоративные колонны и пилястры, обрамляющие камин или дверь, отдельно стоящие колонны, как пьедестал для цветов или вазы. Или даже настоящие колонны, если позволяют пропорции пространства. В целом, не стоит заимствовать ни у одного из больших стилей, если вы не обладатель потолков выше 3,5 метров, анфиладной планировки, просторных комнат и высоких (выше 2 м) окон.
Интерьер Chiodelli Arte
2. Мебельные гарнитуры
Классицизм любит благородную семейственность всех предметов, поэтому набор диван, два кресла и шесть стульев классической формы в одной обивке будут уместны. Такие же гарнитуры в стиле барокко - это уже театральность.
3. Симметрия
Определяется ось, от которой идет правая и левая половина интерьера - обычно это каминная полка, окно или крупное зеркало. По бокам расставляются стеллажи, крупные вазы, картины, светильники, статуэтки, стулья – все парами.
4. Наборный паркет
Замечательное наследие классицизма! По Эрмитажу водят отдельные экскурсии о символике, заключенной в рисунке пола. Дома увлекаться не стоит – достаточно одного узора в гостиной.
Паркет Villa di Parchetti
5. Символы
Мир античности наполнен символами, вспомните мифы. Кресла и ванные на львиных лапах, дверные ручки в форме плюща, столовые приборы с головой орла или трезубцами Посейдона, гипсовые бюсты. Гомеопатически это идет интерьеру.
6. Деликатная лепнина, горельефы и барельефы на мебели и дверях
Только из натуральных материалов и только белые. Как фон для современной мебели и спокойного паркета.
7. Крупная люстра (если позволяет высота потолков)
В любом классическом европейском музее обратите внимание на люстры: большинство из них реконструированы под электричество. Как определить их настоящий возраст? У исторически свечных все рожки направлены вверх, чтобы вставлять свечи, в электрических - и вверх, и вниз.
Ваш запрос принят в обработку.
Мы свяжемся с вами в ближайшее время
Коммерческое предложение для Вас успешно сформировано. Проверьте почту, пожалуйста.
Вы успешно подписались на рассылку!