Марсель Вандерс, эксцентричный дизайнер из Голландии, за долгие годы своей проектной деятельности снискал славу умного и ироничного шута. Вандерс родился в 1963 году, обучался дизайну в нескольких бельгийских и голландских школах – последней стала школа в голландском городе Арнем, которую дизайнер окончил в 1988.
По окончании Марсель Вандерс работал в студии Landmark Design & Consults и вошел в концептуальную группу Droog Design («Droog» по-голландски «Сухой»). В 1996 началась самостоятельная карьера дизайнера: он разработал верёвочный стул для легендарной компании Cappelini. Ажурное кресло Knotted chair, выполненное из прочных углеводородных нитей, принесло Вандерсу настоящую славу среди промышленных дизайнеров.
Knotted chai для Cappellini
Именно с этого проекта началось формирование бренда Marcel Wanders – в 1996 году было основано небольшое бюро под этим именем. Сегодня компания состоит из сорока человек и занимается интерьерами, а также разработкой объектов и текстиля для брендов по всему миру – Alessi, B&B Italia, Baccarat, KLM, Louis Vuitton, MAC Cosmetics, Cappellini, Puma, и участники этого списка постоянно прибывают.
Вандерс категорически не боится быть смешным, так что и среди его многочисленных томных портретов можно отыскать веселые фотографии
Вопреки привычному для Голландии рациональному дизайну, Вандерс всю жизнь ратует за игровое начало и смелые решения, в которых умещаются ирония, добрая весёлость и сексуальная провокация. Предметы, которые разрабатываются под руководством этого голландца, почти всегда получаются заметными, а иногда и откровенно броскими.
Коллекция светильников для бренда Baccarat, 2016
Отдельную часть проектной деятельности бюро Marcel Wanders составляет работа с орнаментом и паттернами: этот художественный прием хорошо читается в проектах отелей, расположенных по всему миру. Одна из последних реализаций – отель Mondrian в Дохе (Катар). Огромное лобби решено как фантазийная среда с предметами невероятных размеров: огромными колоннами, лестницами и золотыми колоколами. И среди всего этого раскинулись орнаменты, основанные на арабских традициях, но при этом осмысленные сквозь призму европейской культуры.
На двадцать седьмом этаже гостиницы располагается бассейн под витражным куполом: растительный орнамент контрастирует с геометричным паттерном, а лифтовые холлы, ведущие к бассейну, украшены масштабными мозаичными узорами. Стоит ли говорить, что благодаря масштабу и богатству материалов интерьер оставляет ощущение дворцового пространства.
Тема орнамента в интерьере совершенно иначе развивается в европейском проекте бюро, отеле Andaz Amsterdam Prinsengracht, расположенном в родном городе авторов (проект сделан в 2014 году, на несколько лет раньше отеля в Дохе).
Здесь, несмотря на сильные тональные контрасты, орнаменты выглядят несколько иначе, благодаря соседству с европейской мебелью.
Однако не все решения Вандерса построены на использовании черно-белых контрастов, золота и орнаментов: так, дизайн гостиницы Oh!, расположенной в Эквадоре, основан на существенной интерпретации природных мотивов.
Однако игру с масштабом, превращение традиционно небольших предметов (колокольчиков, ламп, мелких деталей) в огромные элементы точно можно отнести к авторским приемам.
Авторское кредо Вандерса – работа с культурными кодами и смыслами, а не с функцией предмета. Веселый мэтр сводит все к идее обдуманного и одновременно задорного дизайна.
Коллекция посуды «Circus» для Alessi, 2016
Сегодня у Марселя Вандерса не одна, а целых две проектных студии: в 2001 году возникла компания MOOOI, совместный бренд Марселя Вандерса и Каспера Виссера. «Mooi» переводится с голландского как «Красивое», а дополнительная буква O закономерно продолжает тягу дизайнера к гротеску. В этой компании Вандерс выступает как сооснователь, арт-директор и промышленный дизайнер. Русскому зрителю хорошо знакомы подвесные светильники в виде цветущих деревьев – но в палитре бренда достаточно и более сдержанных объектов.
Инсталляции компании Moоoi
Объекты, разработанные Марселем Вандерсом, уже поселились в коллекциях многих серьезных музеев – в Stedelijk’e (Амстердам), музее Виктории и Альберта (Лондон), в MoMA (Нью-Йорк). Популярность одного из самых громких дизайнеров современности с каждым годом становится все больше.
Ваш запрос принят в обработку.
Мы свяжемся с вами в ближайшее время
Коммерческое предложение для Вас успешно сформировано. Проверьте почту, пожалуйста.
Вы успешно подписались на рассылку!