Новости

Итальянские виллы: античные традиции и современная эстетика

Элегантные резиденции в классическом стиле или яркие примеры полета фантазии, итальянские виллы рассказывают историю искусства, архитектуры и загородной повседневной жизни. Их история начинается в эпоху Римской империи, когда богатые римляне, спасаясь от палящего зноя, переезжали в свои владения на Тирренском море, острове Капри или в холмистых окрестностях итальянской столицы. Так, в Тиволи император Адриан построил виллу в 100 гектаров. Здесь, помимо нескольких зданий, были обустроены два термальных источника, большой бассейн, скрытый от посторонних глаз колоннадой из античных статуй, а также сады, павильоны, пруды и фонтаны.




Вилла императора Адриана в Тиволи



Реконструкция виллы императора Адриана в Тиволи


В эпоху Возрождения, благодаря архитектору Леону Баттиста Альберти и его трактату «Вилла», загородные резиденции по всей Италии вновь становятся местом развлечений и отдыха, а также признаком высокого статуса и благосостояния владельцев. Первой итальянской виллой эпохи Возрождения считается вилла Медичи во Фьезоле – геометричная, открытая, с большим садом и несущая новые идеи и эстетические ценности. Именно она стала отправной точкой для строительства многочисленных вилл не только в Тоскане, но и в Риме, Ферраре, Мантуе и Неаполе.



Вилла Медичи во Фьезоле


Немного позднее, в XVI веке, венецианский архитектор Андреа Палладио разработал новую типологию вилл, которые становятся не просто загородными владениями, но и местами отдыха, здоровья и рефлексии. Согласно Палладио, вилла, благодаря своей архитектуре, ландшафтному дизайну, живописному и скульптурному декору представляла не только богатство, но и благородство, и хороший вкус семьи владельцев. Одним из лучших образцов палладианской виллы является так называемая «Вилла Ротонда», принадлежавшая Альмерико Капра.




Вилла Ротонда


В XX веке многие идеи Палладио вдохновляли архитекторов на создание вилл, отражающих характер их владельцев. Так появились не только постройки Фрэнка Ллойда Райта и Ле Корбюзье, но и новые виллы в Италии, в которых древние традиции тесно сплетаются с новой философией и архитектурной эстетикой.

ЛЕОНАРДО РИЧЧИ. ВИЛЛА БАЛМАН (VILLA BALMAIN)

Итальянский архитектор Леонардо Риччи считал, что главный элемент его архитектуры – это заказчик, житель дома. «Отправной точкой для проекта является не эскиз на листке бумаги, а представление передвижения обитателей в данном пространстве», – говорил он. В 1960 году на острове Эльба близ Тосканы он построил виллу для французского кутюрье Пьера Балмана (Pierre Balmain).



Вилла расположена на небольшой возвышенности, с которой открывается захватывающий дух вид на море и маленький порт Марчана Марина. Архитектура вступает в гармоничный симбиоз с окружающей природой благодаря пластичности и динамизму конструктивных элементов. Дом состоит из двух объемов, которые умело вписаны в натуральный перепад ландшафта. Первый – в форме эллипса – покрыт белой штукатуркой и, кажется, парит в воздухе над бассейном такой же формы. Здесь расположились гостиная с окном во всю стену и две спальни. Второй – трапециевидный объем сделан из гранита и «укреплен» на холме, здесь на первом этаже расположились кухня, подсобные помещения и гараж, а на втором – балкон и терраса–солярий. Дизайн интерьеров достаточно экзотический, но очень утонченный. Например, каждая из ванных комнат имеет свой дизайн: первая облицована белой керамикой, а потолок покрыт золотом, вторая – пробковым дубом, с черной плиткой на полу. Особого внимания заслуживает сад, в котором кроме бассейна есть пруды с лотосами, колодцы и лес c дубами и каштановыми деревьями.





ТАДАО АНДО. НЕВИДИМЫЙ ДОМ

Сотрудничество семьи Бенеттон (основатели и владельцы итальянского бренда Benetton) и японского архитектора Тадао Андо началось еще в 1992 году. Тогда обладатель Притцкеровской премии реконструировал так называемую Фабрику, исследовательский центр компании Benetton, расположенную на Villa Pastega Manera (XVII век). Ключевой запрос Алессандро Бенеттона и его жены Деборы Компаньони состоял в том, чтобы этот дом обеспечивал максимальную конфиденциальность для семьи. Невидимый дом полностью соответствует своему названию, скрывая частную жизнь с помощью природного окружения, игры света и геометрии архитектурных форм.






Этот дом – настоящее произведение искусства, при этом безупречно подходящее для комфортной повседневной жизни. Все детали продуманы до мелочей: дорожка в саду, позволяющая посмотреть на дом сверху, огромные окна, дающие возможность наслаждаться природным амфитеатром, длинные, но воздушные коридоры.






В доме есть спальни и игровые комнаты для детей, спортзал, столовая с видом на внутренний двор и даже специальная комната для спортивного оборудования, огромная гостиная (70 кв. м), наполненная мягкими диванами и подушками.





Алессандро Бенеттон как коллекционер произведений искусства внес свою лепту. На входе – картины Марка Куинна и Демиена Херста, которые «напоминают мне слоган United Colors of Benetton». В доме также можно увидеть работы Джакомо Балла и Лучо Фонтана.

Текст: Валерия Саймова



Возврат к списку