Один из островов Венецианской лагуны, Мурано, известен на весь мир благодаря расположенным здесь мастерским стеклодувов. Муранское стекло – это синоним непревзойденного качества, искусного мастерства и ручной работы.
Мурано становится центром стеклоделия в 1291 году, когда последние мастерские были перенесены туда из исторического центра Венеции. В период расцвета Венецианской республики как центрального пункта торговых связей между Востоком и Западом, именно муранские стеклодувы разрабатывают инновационные для того времени технологии, например, меланж (millefiori) или матовое (опаловое) стекло. В отличие от других стран, где стекольные мастерские находились в непосредственной близости от мест добычи сырья для производства стекла, в Венецию и Мурано эти материалы экспортировались.
Реальной ценностью острова Мурано были сами мастера с их опытом, который со временем становился все более совершенным. Поэтому и появляется запрет на выезд мастеров за пределы республики, с целью сохранить все секреты муранского стекла. Таким образом, его история насчитывает более 700 лет, но именно в XX веке появляются новые методы и технологии обработки, которые используются до сих пор, позволяя создавать настоящие шедевры дизайна.
В это же время начинается активное сотрудничество мастеров-стеклодувов с художниками, дизайнерами и архитекторами. Так, в 1932 году Карло Скарпа (Carlo Scarpa) становится художественным руководителем стекольной мастерской Venini. Его работы носят характер постоянного исследования материалов, способов использования цвета и техник. Вместе с мастерами он пересматривает древние традиции, на их основе создавая новые методы обработки стекла.
Карло Скарпа
Карла Скарпа для Venini
Так появляются «пузырчатое» (a bollicine) и «филигранное» (mezza filigrana) стекло, которые были впервые представлены на Венецианской биеннале в 1934 году.
A bollicine
Mezza filigrana
Спустя два года, в Милане Скарпа представляет элегантные матовые стекла (lattimi), римские murrine, созданные вместе с Паоло Венини, а также стекла с характерной шершавой поверхностью. Важной вехой сотрудничества архитектора и стекольной мастерской становится 1940 год, когда на международных выставках в Милане и Венеции были представлены ограниченные серии гранулированных, гравированных и покрытых черным и красным лаком стекол. В то же время «китайские» стекла, вдохновленные восточным фарфором, получают коммерческий успех. Сотрудничество знаменитого итальянского архитектора с Venini заканчивается в 1947 году, когда Скарпа полностью посвящает себя проектированию зданий.
Карло Скарпа для Venini, 1940
При этом компания Venini продолжает сотрудничать с именитыми архитекторами и дизайнерами, создавая как декоративные предметы из стекла, так и системы освещения. Лучшие представители авангарда разрабатывают эскизы для венецианской фабрики. В 1990-е годы Venini начинает сотрудничать с еще одним известным итальянским архитектором и дизайнером Этторе Соттсассом (Ettore Sottsass). Именно мастера Venini смогли интерпретировать и воплотить видение этого художника в стекле. Прозрачность, цветовые контрасты, матовость и яркость, интегрированные в световые скульптуры с отголосками восточных культур, стали одним из новых современных решений в сфере светового дизайна. На выставке Euroluce в 2017 году, во время миланской недели дизайна, компания представила переизданные лампы Kiritam и Ratrih, спроектированные Соттсассом в 1994 году.
Ratrih
Kiritam
В 2001 году фабрика Venini перешла под управление компании Italian Luxury Industries, и основным направлением ее деятельности стало производство предметов дизайна класса люкс. Мастера Venini работают с лучшими мировыми дизайнерами. Так, братья Умберто и Фернандо Кампана спроектировали инсталляцию из стеклянных колоколов, представленную в нью-йоркской галерее Moss в 2005 году.
Братья Кампана для Venini
Кроме того, для Venini создают эскизы Тадао Андо (Tadao Ando), Гаэтано Пеше (Gaetano Pesce), Родольфо Дордони (Rodolfo Dordoni) и многие другие.
Тадао Андо для Venini
Гаэтано Пеше для Venini
Большинство современных итальянских компаний – производителей мебели, освещения и аксессуаров для дома класса люкс обязательно включают в свои коллекции муранское стекло как признак изысканной роскоши и настоящего Made in Italy. В следующих статья мы расскажем о брендах, которые не оставляют муранское стекло без внимания.
Текст: Валерия Саймова