Неземной свет

Неземной свет


Витраж – дорогой, кропотливо созданный, изящный и преображающий все вокруг, для нас – изысканная деталь. Для человека Средневековья – окно на небо.

Витраж – древняя техника, восходящая к раннему христианству, но мы изучаем ее по классическим монументальным готическим храмам, для которых витраж – инструмент приобщения паствы к вечному.

Витраж

Средневековый крестьянин, попадая в городской собор действительно видел Бога: он лился водопадом песнопений из-под потолка, кружил голову неземными запахами ладана и мирры, отражался в свете свечей и обрушивался цветной радугой через огромные окна «розы». Католичество, сдержанное в иконописи, не знало пределов в искусстве витражей – волшебных стекол, превращающих свет в цвет. Грубоватые вначале к XIII веку они достигли невероятной тонкости – это подтвердит каждый, кто хотя бы однажды, перейдя площадь перед Нотр-Дам, нырял в низкие ворота Сент-Шапель и поднимался в верхнюю капеллу, чтобы замереть от головокружительной красоты ажурных стен часовни. 15 витражей Сент-Шапель – это 15 глав Библии от Бытия до Страстей Христовых, рассказанная языком света. Сложная в исполнении, дорогая техника, доступная только главным соборам богатых стран. Само по себе стекло было драгоценностью, тем более - цветное стекло, заключенное мастером в свинцовую оправу.

Витражи

Семь веков спустя, после долгого периода забвения, на границе XIX и XX веков витражи переживают вторую молодость: без них нельзя представить последнего большого стиля - томного и рафинированного ар-деко. Конечно, бытовые сцены Средневековья были для него слишком грубы, а религиозные – неуместны: витражи ар-деко, как и живопись, мебель или одежду этого периода можно узнать по плавным линиями, цветочным или абстрактным мотивам. Цветным стеклом заполняли не только оконные проемы, но малые объемы - мебельные фасады, ширмы. Одним из маркеров эпохи стали витражные лампы американского дизайнера Луиса Комфорта Тиффани (да-да, одного из членов знаменитой ювелирной семьи Тиффани), который произвел революцию в стеклоделии и изобрел способ соединения цветных кусочков с помощью медной фольги, что сделало изделия более тонкими и легкими. Его фабрика в 1900–е выпускала стекло в 5 тысячах разных оттенков.

Светильники Tiffani

Витражи

В России витражи называли «транспарантным картинам» и делать не умели. Николай I, проявивший внимание к европейской технике, вынужден был «остеклить» императорские дворцы древними готическими стеклами из собрания Эрмитажа. Тогда и сложился русский «готический стиль» - отзвук раннего романтизма, идущего по Европе.

Современные дизайнеры не могли не использовать способность витражей делать все вокруг восхитительно-радостным и одновременно – изысканным. Замените обычное окно цветным и даже утилитарная ванная станет комнатой отдыха.

Витражи в интерьере

Витраж – как хорошая живопись: задает настроение, придает интерьеру артистизм и стилистическую завершенность. Его используют масштабно, как американский архитектор Джим Олсун, построивший в Сиэтле витражную церковь, и дозированно – как художник Кристофер Джаней, застекливший одну их стен аэропорта Майами.

Аэропорт Майами. Витражная стена

Если решите преобразить дом, найдите витражные мастерские в своем городе или обратитесь к мастерам компании Artwood, которые занимаются остеклением и творят поистине чудеса.


Возврат к списку