Взгляд | Журнал | Casa Ricca

Анастасия Товстоногова: «Приобретение современного искусства – признак интеллектуальной зрелости и эмоциональной молодости»

4 октября 2022
ИНТЕРВЬЮ

Эксперт по инвестициям в искусство, автор метода Art Your Life и основатель школы «Искусство говорит» рассказала о своем авторском методе, разнице между интерьерными картинами и подлинным искусством, а также о ценности современного искусства и его роли не только в интерьере, но и в жизни человека.


Фото: Мария Шалаева


Casa Ricca Expo: Анастасия, вы эксперт по подбору произведений искусства в интерьер. Расскажите, пожалуйста, вкратце свою историю: как вы пришли к тому, чем занимаетесь сейчас?

Анастасия Товстоногова: Все получилось настолько естественно, что этого не могло не произойти. Я филолог, лингвист с очень разнообразным опытом работы в моде, рекламе, журналистике, архитектуре и преподавании иностранных языков. В 90-е, параллельно с учебой в институте, я работала переводчиком и продюсером для канадских радио и телевидения. Сразу после получения диплома стала заниматься модой в качестве стилиста и первого сотрудника ELLE Россия. В начале 2000-х я представляла на российском рынке несколько по-настоящему выдающихся итальянских архитектурных бюро. Я автор первых глянцевых гидов по Милану, Стамбулу и Таллину для Vogue и ELLE. Более 10 лет у меня было свое рекламное агентство, я разрабатывала фирменные стили, выпускала журнал и даже книги.

Это так, что называется, крупными мазками. Получается, что на всех этапах я решала коммуникативные задачи, задачи передачи мысли – художественной или рекламной – посредством слова или образа. Улавливаете связь?.. Но даже в случае большого успеха – мне всегда было тесно и чего-то не хватало. В какой-то момент я твердо решила дать себе ответ, чего именно. Я остановила всю свою деятельность, отказалась от всех проектов, чтобы ничто не отвлекало, и погрузилась в изучение того, что мне больше всего хотелось – искусства.


Фото: Мария Шалаева


Окончив несколько онлайн-школ, прослушав несколько десятков курсов и съездив на Art Basel, я поняла, что пополнять ряды искусствоведов, пересказывающих прошлое, не хочу. Мне всегда было интересно решать более комплексные задачи, поднимаясь на следующий уровень. Мне захотелось соединить мой предыдущий профессиональный опыт рекламщика, фэшн-стилиста, редактора, арт-директора и преподавателя, а также человеческий – опыт воспитания и пребывания в семьях представителей первой волны русской эмиграции, многолетней дружбы с художниками, проживания в исключительных интерьерах в Милане и Венеции, дружбы с итальянскими издателями, дизайнерами и антикварами. Я много лет наблюдала за тем, как быт, стиль и искусство плотно переплетены в жизни каждого из них и как это красиво! В конце 90-х фотограф Джованни Гастель (Висконти), во время нашей съемки в Лукке для ELLE Italia, первым предрек мне: «Ты вернешься в Россию и поделишься всем лучшим, что увидишь здесь. Это твоя миссия».

Собрав все это воедино, я поняла, что мне действительно есть, чем поделиться – будь то в формате лекций или проектов по подбору искусства в интерьер. И в том и в другом случае я вижу преображение человека и интерьера, выход на другой интеллектуальный и художественный уровень, обогащение жизни и украшение мира. Это для меня самое ценное и интересное.



CRE: Выавтор метода Art Your Life. Не могли бы вы тезисно обозначить, что он в себя включает, его основные принципы?

А.Т.: Art Your Life – это выражение того, что я хочу видеть вокруг себя. И вначале появилось именно это название. Как девиз, как слоган. Мне хочется, чтобы люди не только свой интерьер, но и жизнь свою превратили в искусство.

Принципов накопилось много, самые универсальные из них:

  • Эпоха чистых стилей завершилась. Мир стремительно движется в сторону микса, свободы, неожиданных сочетаний.

  • Я всегда рекомендую сочетать разные виды искусства, разные стили и разных авторов.

  • Какой бы ни был стиль интерьера, акцент всегда на искусстве.

  • Самым авангардным произведениям место в прихожей и в детской.

  • Дом человека – это не шоу-рум, не галерея и не историческая реконструкция.

  • Санузел, пусть даже гостевой, – не место для искусства.

  • Не надо повторов (в доме на море не нужны морские пейзажи).


CRE: Вы всегда подчеркиваете, что подбираете картины в интерьер, а не интерьерные картины или «цветовые пятна» в интерьер. Как объяснить разницу несведущему клиенту? В чем ключевое отличие?

А.Т.: Разница – капитальная. Интерьерная картина – это клеймо. Ни один уважающий себя художник не скажет, что он создает интерьерные картины. Интерьерная картина делается по понятной несложной схеме, по цветовому кругу Иттена, если хотите. Для этого достаточно холодной головы и умений ремесленника. Это не искусство. У этого ценность, ну, если не нулевая, то просто стоимость красок и холста. И самое печальное, что такие произведения ничего не дают ни интерьеру, ни человеку, ничего не источают, потому что они ничем не заряжены, а значит, они не выполняют главную функцию искусства, не являются вкладом и не стимулируют развитие. Это пустышки, к которым не получится привыкнуть и, естественно, они очень скоро надоедают. Вы будете пытаться их чем-то наполнить, будете подставлять к ним вазочки-цветочки, аксессуары, чтобы они, наконец, «заиграли». Но они не заиграют, им нечем. Вместо того чтобы вас наполнить, они будут тратить ваше время и ваше внимание. Абсурд.

А вот подлинное искусство, будь то живопись, графика, скульптура, фотография, арт-объект, – это всегда произведение, за которым есть история создания, философия автора, результат его переживаний, уникальная модель мира, в конце концов. Вы все это считываете, чувствуете – с комментариями автора или консультанта, или без них. Но вы обязательно ощущаете эту концентрацию смыслов, у вас возникает эстетический и интеллектуальный отклик, вы начинаете дополнять произведение вашими личными смыслами и переживаниями, у вас выстраиваются уже собственные отношения с этим произведением. И произведение становится частью вас самих! В этом магия искусства!


Фото: Маргарита Винокурова


CRE: В основном, вы работаете с произведениями современных российских авторов с 80-х годов XX века по настоящее время. Почему выбран именно этот период? Можете ли назвать несколько имен художников, которые вас особенно привлекают?

А.Т.: Это своего рода гражданская позиция. Во всем мире люди собирают преимущественно своих национальных авторов. Думаю, это то, что может делать каждый из нас для развития отечественного арт-рынка.

Почему именно современные авторы? Я убеждена, что современный человек должен покупать современное искусство, чтобы не утратить связь с этой самой современностью, это очень важно. Это признак интеллектуальной зрелости и эмоциональной молодости, я бы сказала.

Почему этот период? Период с 80-х гг. ХХ века – это время, на которое пришлись мои школьные годы, я его отлично помню. Мне интересно его изучать и интересно о нем рассказывать. А к аргументам искусствоведческим я могу добавлять свои личные – в этом дополнительная ценность.

Что касается моей аудитории, то для нее концепция «покупать современное у ныне живущего автора» привлекательна еще и потому, что, во-первых, автоматически отпадает вопрос подделок, а, во-вторых, покупатель становится меценатом, а то и первооткрывателем новой звезды!

Причин, как видите, немало.

Имен не назову, их много. Назвать одного, двух, троих – не выход, обижу остальных, художники люди ранимые. Лучшим ответом на ваш вопрос будет проект, над которым я сейчас работаю для интерьерного центра Casa Ricca Expo. Скажу просто: мой выбор всегда в пользу антибуржуазной элегантности.


Фото: Маргарита Винокурова


CRE: Искусство делает интерьер уникальным, многомерным и добавляет ему художественную ценность. Как подчеркнуть индивидуальность интерьера, одновременно сохраняя индивидуальность художественного произведения?

А.Т.: В этом нет противоречия. Это как высокоинтеллектуальный союз двух мощных личностей, в котором никто никого не затмевает. Они прекрасны и по отдельности, но вместе являют собой еще большую ценность.

CRE: Каждый интерьер требует индивидуального подхода, но есть ли какие-то универсальные советы по выбору фокусных точек (например, холл, над камином в гостиной и пр.)?

А.Т.: Про точку над диваном, как правило, клиент помнит и без меня. Я всегда люблю спрашивать: «а что будет радовать взгляд сидящего на этом самом диване? Ну, кроме включенного телевизора» (улыбается). Именно напротив дивана важно разместить что-то, что будет радовать глаз, вдохновлять.… Это уж если мы о точках. Само определение фокусных точек – вещь настолько логичная, что это не проблема. А вот их наполнение требует знаний правил ритма и контраста, но это тема отдельной лекции.

Из универсальных советов могу назвать такие, например:

1. Практически в любой интерьер впишется черно-белая художественная фотография. Классической обстановке она придаст динамики, молодости, а современной – безвременья и особой ценности.

2. Любому интерьеру к лицу хороший портрет. Хорошо, если это портрет любимого предка – это дает силу, вдохновляет на победы. Но это может быть и просто понравившийся вам портрет даже незнакомого человека. Это очень красиво, я вижу в этом что-то глубоко гуманистическое, этакая ода Человеку как венцу творения. Помимо интеллектуальности такого жеста, это еще и очень эффектное решение, оно всегда придаст статус обстановке.


Фото: Маргарита Винокурова


CRE: От чего вы отталкиваетесь в первую очередь при выборе произведений искусства для интерьера: цветовая гамма/колорит, сюжет, настроение, авторский почерк художника и т.д.?

А.Т.: От человека. Главное мерило всех решений, которые я предлагаю, – это человек. (В его пространстве, естественно). Но именно человек – его вкусы, его нужды, его желания, стремления, его боль, его возраст. Колористика и размеры пространства учитываются, но это само собой разумеется, это очевидное и самое простое. Я заполняю не пустое место в интерьере, а пустое место в жизни человека. Место, готовое к встрече с искусством.


Фото: Маргарита Винокурова


Вопросы: Татьяна Баррос.

бОЛЕЕ 100 000 ЧЕЛОВЕК УЖЕ СЛЕДЯТ ЗА НАМИ

Нажимая на кнопку “Подписаться” вы соглашаетесь
с Политикой конфиденциальности