Глубокое и заставляющее задуматься о многом интервью со знаменитым итальянским дизайнером.
CASA RICCA EXPO: Пьеро, не могли бы вы кратко рассказать о новинках, которые вы спроектировали в этом году для Living Divani?
Пьеро Лиссони: Вызнаете, для меня Salone del Mobile означает особый рубеж новых изделий от разных фабрик. Например, для Living Divani я разработал новое поколение Frog, которые впервые появились 30 лет назад.Frog, Living Divani
Еще мы добавили много разных новых изделий: диванов, один из них – Echoo, новые стулья.… Но я не люблю говорить о конкретных новых продуктах, потому что для меня это эволюция внутри системы.Echoo, Living Divani
Каждая новая коллекция для отдельного бренда – это эволюция для каждой из фабрик.
CASA RICCA EXPO: Это эволюция для фабрик, а для вас как дизайнера?
Пьеро Лиссони: В большей или меньшей степени я дизайнер и арт-директор для всех этих фабрик. Каждый год мы начинаем обсуждать, что произойдет в будущем с точки зрения разного уровня ответственности, разного уровня качества, разного уровня «почему бы и нет», рынка дистрибуции, новых мест, новых стран или тех же стран, но с новым продуктом. Это и есть чистая эволюция.
Frog, Living Divani
Представляете, сегодня – первый день Salone del Mobile, а все мои клиенты уже начинают подталкивать меня думать о том, что будет в следующем году.
CASA RICCA EXPO: Насколько сложно быть арт-директором стольких брендов одновременно и создавать коллекции каждый год для каждого, с такой сумасшедшей скоростью?
Пьеро Лиссони: Нет, это не так. Я никогда не создаю что-то с сумасшедшей скоростью, потому что я в это не верю. Во-вторых, быть арт-директором значит, что ты находишься внутри жесткого спора изо дня в день, в течение всего года. И нам не нужно проектировать что-то вау, нам нужно продолжать быть разумными, уважительными. В этом разница. Например, каждый раз мы адаптируемся к новым технологиям, новым материалам, новому уровню ответственности, чтобы быть честными с точки зрения качества и долговечности.
CASA RICCA EXPO: Не находите ли вы противоречащим то, что каждый год бренды издают новые коллекции, многие из которых не проходят проверку временем, но есть всего несколько десятков икон дизайна, которые все еще актуальны, хоть и были сделаны в 50-70-х гг. прошлого века?
Пьеро Лиссони: Это зависит от многих факторов. Если вы находитесь на определенном уровне сложности, например, работаете с итальянской фабрикой, за плечами которой долгая-долгая жизнь и история, вам нужно это уважать. Во-вторых, я не сторонник того, что нужно продвигать на рынок множество продуктов без какого-либо смысла.
CASA RICCA EXPO: А в чем для вас заключается смысл дизайна?
Пьеро Лиссони: Для меня смысл дизайна – это, как алфавит. Знаете, каждая фабрика, как правило, разрабатывает свой язык с соответствующим алфавитом. Алфавит – это часть коллекции. Это разные буквы, и когда вы объединяете все их вместе, вы трансформируете алфавит в язык. Для меня вся работа заключается именно в этом. Время от времени я добавляю новую букву или ставлю новое ударение, я помогаю разрабатывать новый язык или адаптировать существующий.Диван Biscuit, Porro
Для каждого бренда – свой язык и его эволюция. 25 лет назад итальянский язык был совсем другим. Сейчас – это тот же язык, но прошедший большую трансформацию.
В любом случае, дизайн – это язык. Конечно, если вы это уберете или увидите что-то поверхностно, то все станет слишком большим, или все предстанет как эффективная адаптация, готовая показываться снова и снова. Но если вы посмотрите на реальные структурные идеи внутри фабрик, вы изучите и поймете их язык.
Framework, Lualdi
CASA RICCA EXPO: Очень интересный взгляд на дизайн. Спасибо!
Уже набивший оскомину вопрос, но любопытно ваше мнение: применяете ли вы искусственный интеллект в дизайне или производственном процессе? Как вы относитесь к этой технологии?
Пьеро Лиссони: Да, сейчас очень модно обсуждать ИИ.Я считаю, что когда мы начали использовать компьютеры или начали отправлять сообщения с помощью наших устройств, мы уже начали использовать ИИ.
Сейчас, в последние два года, все это обсуждают, но это программное обеспечение. Оно умно. Да, мы никогда не знаем насколько, но оно разумно (улыбается). Я не боюсь.
Для меня это все-таки лишь инструмент. Если вы теряете свой уровень гуманистического подхода с точки зрения новых технологий и нового мышления, вы теряете масштаб. Самая большая дискуссия заключается в том, нужно ли вам использовать искусственный интеллект в качестве дополнительного инструмента, или вам нужно перестать использовать свой собственный интеллект.
И, к сожалению, некоторые люди очень хотят перестать использовать свой мозг. Вчера я был на небольшой пресс-конференции для одной крупной итальянской газеты, и один человек спросил меня: «Затем сейчас разговаривать на стольких языках? Сейчас не нужно изучать языки, достаточно использовать ИИ с новыми переводчиками. Нам не нужно учить и знать английский, немецкий, французский или русский. Это уже неважно». Вы можете представить глупость этого высказывания? Это просто удивительно!
И этот человек – американец…
CASA RICCA EXPO: В каком-то смысле им повезло: они разговаривают на одном языке, но на этом языке говорит почти весь мир, и им почти не нужно изучать другой язык, чтобы быть понятыми.
Пьеро Лиссони: Да, им не нужно, но и нужно одновременно.
Я родился в Италии, я европеец. Но мне всегда было любопытно учить языки. Я говорю по-итальянски, на локальном миланском диалекте, по-французски, по-немецки, по-английски и немного по-испански. А этот парень говорит, что ему не надо учить языки! Какая глупость!
CASA RICCA EXPO: Да, изучение языка – это не только для коммуникации, но и познание культуры, образа мышления, менталитета.
Но давайте вернемся к дизайну. В сфере дизайна и архитектуры вы уже более 40 лет. Замечаете ли вы, как дизайн меняется, как требования клиентов меняются – к продуктам, к интерьеру?
Пьеро Лиссони: О, да, я замечаю. Каждый год – это абсолютное новое. Каждый момент – новый.
Каждый год мы что-то добавляем, меняем. Появляются новые материалы, некоторые из них можно повторно использовать, некоторые – нет. Вам постоянно нужно адаптироваться. Адаптироваться к разным фабрикам, к дизайну, к условиям. Потому что, давайте честно, если я проектирую кресло в углеродном волокне, почему я должен использовать этот материал на старомодном предмете? Вы всегда должны быть разными, честными. Вы можете проследить эволюцию, изменение отношений между человечеством, технологиями и материалами. Но опять же вернемся к языку и его смыслу.
Для меня дизайн-язык чрезвычайно важен. Это ДНК, это внутренний математический алгоритм внутри фабрики.
Balestro, Living Divani
CASA RICCA EXPO: Если каждый год – новый, и какие-то требования к дизайну могут меняться, может, не так сильно, но все же. И сегодня – первый день выставки, а фабрики уже просят вас начать разрабатывать новое. Как вы можете разрабатывать что-то новое для нового года и новых требований, о которых вы еще не знаете?
Пьеро Лиссони: Да, в этом сложность, но вам нужно быть любопытным. Вам нужно пойти на большой риск и нужно попробовать. Вот и все.
Но подумайте об этом с другой точки зрения: если вы хорошо изучаете прошлое, если вы очень хорошо знаете традиции, хорошо знаете историю, вы готовы использовать все эти ингредиенты, как батут, чтобы прыгнуть в будущее. Вот в чем секрет!
Вам нужно знать, нужно изучать и нужно уважать.
CASA RICCA EXPO: Как вы изучаете историю дизайна?
Пьеро Лиссони: Во-первых, я никогда не изучаю что-либо «порнографическим» способом. Когда я говорю об изучении, я говорю о самом глубоком отношении: нужно знать, что произошло 100 лет назад не только в дизайне, но в театре, в музыке, живописи, кино, фотографии, технологиях, физике. В этом весь фокус.
Вам нужен весь контекст, чтобы понять, почему архитектура Мис ван дер Роэ, Ле Корбюзье, Татлина именно такая, почему они взялись за изменения. Этого бы никогда не произошло без всех тех уровней связей.
Без контекста и без старых культурных жемчужин внутри этого ожерелья это невозможно понять. Можете ли вы представить, когда вы обсуждаете, я не знаю, Баухаус, ровно 100 лет назад, и вы убираете некоторые детали – один стул, одну картину, одно здание, вам кажется, о Боже, они такие футуристические. Но когда вы начинаете изучать то, что произошло в линейном отношении, вы обнаруживаете театр, искусство, музыку, поэзию, литературу, математику, физику. Подумайте об Эйнштейне.
CASA RICCA EXPO: Это действительно очень глубокий, целостный подход.
Пьеро Лиссони: Я снова использую гуманистический подход. Без этого, я думаю, ничего не происходит. По этой причине можно предполагать, что произойдет в следующем году. Я не уверен. Я рискую. Но это тот самый батут для прыжков.
Текст: Татьяна Баррос
Ваш запрос принят в обработку.
Мы свяжемся с вами в ближайшее время
Коммерческое предложение для Вас успешно сформировано. Проверьте почту, пожалуйста.
Вы успешно подписались на рассылку!