Несколько десятилетий назад города Чехии и Болгарии заполняли однотипные бетонные постройки. Найти уникальный уголок в таком единообразии было непростой задачей. Что предлагает сейчас рынок luxury недвижимости Восточной Европы?
Классический образ жилого дома в постсоциалистических странах нам хорошо знаком. До 1990-х две трети зданий в этом регионе собирали из готовых блоков по заказу правительства, и однотипные железобетонные коробки заполняли города. Они должны были отвечать всем требованиям счастливой социалистической семьи, поэтому премиального сектора, как такового, не существовало. Кондоминиумы лишь немного отличались расположением и техническим оснащением.
Когда плановая экономика рухнула и возвышенные лозунги остались позади, Восточный блок столкнулся с тяжелым кризисом. Власти бывших дружественных республик старались сэкономить на всем, и первым в этом списке стало жилищное строительство. А чтобы не тратиться на содержание уже возведенных зданий, они продали их частным инвесторам по бросовым ценам.
Резкий отток государственного капитала из жилищного сектора стал локальной шоковой терапией. Из-за общей неопределенности частные инвесторы стремились как можно быстрее вернуть вложенное при покупке недвижимости. Логично, что первым направлением реновации рынка стала модернизация старых полузаброшенных построек. Большинство таких домов нуждается только в косметическом ремонте и замене перекрытий, поэтому требуют сравнительно небольших капиталовложений. Тренд прижился, и реконструкция до сих пор остается основной статьей дохода крупных инвесторов.
Andel’s Lodz Hotel
Пустующие заводы часто получают вторую жизнь в качестве библиотек и общественно-культурных пространств. Просторные цеха с большими окнами легко превратить в ресторанные дворики и читальные залы. Более радикальной модернизации подверглась крупнейшая текстильная фабрика в Польше, открытая в середине XIX века. После национализации производство сильно сократили, а вскоре и вовсе ликвидировали. Новые хозяева пустующего завода в центре Лодзья решили открыть премиум отель Andel’s Lodz Hotel.
Они пригласили лондонскую студию Jestico + Whiles, которая справилась с необычной задачей. Заказчик хотел расположить 180 номеров и 80 апартаментов по периметру вдоль окон завода. При такой планировке коридоры отеля оказались отделены стенами от источников естественного освещения. Чтобы гостям не пришлось блуждать во тьме, архитекторы пробили в потолке каждого яруса овальные световые колодцы и заменили старую кровлю стеклянной. Рассеянный солнечный свет проникает прямо в лобби на первом этаже, а хозяевам гостиницы не приходится тратить значительные суммы на электричество.
По ночам колодцы освещают неоновым светом, что придает пластичность строгим викторианским помещениям. Этот же прием Jestico + Whiles использовали при оформлении номеров. На фоне яркой мебели кирпичная кладка и чугунные колонны смотрятся как современное и уместное художественное решение. Дневной свет, проникающий через большие окна, добавляет атмосфере легкости.
Связь поколений дизайнеры подчеркнули картинами современных художников, креслами в стиле mid-century и авангардными угловатыми акцентами. Каждая комната олицетворяет течение времени, поэтому викторианская винтовая лестница смотрится уместно по соседству с большой плазмой.
IO architects
В luxury сегменте большим спросом пользуются апартаменты в старых особняках, и такой выбор отличается определенными преимуществами. Даже после замены перекрытий и инженерных систем старые здания сохраняют особую атмосферу таинственности и элегантности. Кроме того, рассказывать друзьям о примечательной истории своего гнезда особое удовольствие, за которое состоятельные европейцы готовы платить высокую цену.
Для реконструкции одного из таких домов в болгарском городке Сатара-Загора пригласили архитектурное бюро IO architects. По соседству с этой постройкой 1920-х годов находятся белокаменные развалины римского форума, и в своем проекте архитекторы старались подчеркнуть примечательную историю окрестностей.
Они сохранили внешний облик дома, украсив его классическими пилястрами и восстановив балюстраду эркера. Романтический фасад дополнили интерпретацией на тему конструктивизм: обветшалую левую часть здания заменили новым стеклянным объемом. Теперь здание олицетворяет связующее звено между римской эрой и современностью.
Внутри дух старины также причудливо соединен с технологическим прогрессом, и если снаружи две части дома объединяют карнизы, то внутри эту функцию выполняет лестница. Она пластично вырастает из каменной кладки и пронизывает здание насквозь.
К этой доминанте примыкают все помещения дома. Их интерьеры должны были подчеркивать мимолетность времени, оставаясь при этом актуальными долгие годы. Поэтому в качестве основных выразительных элементов дизайнеры выбрали монохромные деревянные и каменные поверхности.
Заброшенные уголки постсоциалистических стран постепенно обновляются, и на месте развалин возникает новое премиальное жилье. Это замедляет расширение городов, что важно в тесных Европейских странах. А хозяевам роскошных вилл и апартаментов не нужно тратить время на дорогу из центра.
Текст: Елена Лурье