На аукционе Italian Design by Artcurial, который прошел в конце марта 2023 года, сенсацией стал письменный стол для Casa Editrice Lattes, изготовленный Карло Моллино в 1950-х гг. Лот был продан за 590 400 евро. Сегодня мы ближе познакомимся с творчеством легендарного итальянского дизайнера.
СТОЛ ДЛЯ CASA EDITRICE LATTES
Интерес к письменному столу для Casa Editrice Lattes в Турине вполне объясним: предмет, хранившийся в частной коллекции почти 40 лет, был впервые представлен на аукционе на пятидесятую годовщину со дня смерти Карло Моллино. Это была редчайшая возможность приобрести один из шедевров знаменитого архитектора и дизайнера. При оценке лота в 250-350 000 он был продан за 590 400 евро.
Карло Моллино было поручено спроектировать для издательства Lattes всю мебель в период с 1951 по 1954 год. Письменной стол он создал в краснодеревной мастерской Apelli & Varesio всего в двух экземплярах. Предмет характеризуется легкой и органичной конструкцией, хорошо сбалансированной формой и элегантной комбинацией материалов: массив и шпон ясеня, латунь и стекло.
КАРЛО МОЛЛИНО – «ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ XX ВЕКА»
Карло Моллино (1905-1973), посвятивший себя искусству и технике, олицетворяет собой современную фигуру эрудита эпохи Возрождения, подобно Леонардо да Винчи: интеллектуал, архитектор и талантливый дизайнер мебели, профессор, он также был пилотом, лыжником, учителем, писателем и фотографом. Моллино вдохновлялся красотой и завораживающей изобретательностью природы, стремясь передать ее легкость и динамизм в своих архитектурных работах и предметах мебели. Большинство творений Моллино уникальны и экспериментальны для того времени.
КАРЛО МОЛЛИНО – ДИЗАЙНЕР
Деятельность Моллино-дизайнера занимает особую главу в его карьере и началась в 1937 году с первых заданий по дизайну и планировке интерьеров, ремонту квартир и дизайну предметов мебели. Он никогда не производил мебель серийно, а изготавливал изделия единственными в своем роде для интерьеров, которые проектировал, или для выставок. Многие предметы мебели, произведенные в те годы, свидетельствуют об исследованиях в области спонтанной архитектуры, направленных, прежде всего, на ремесленную обработку материалов и выражающих его страсть к лыжам и горам. Яркими примерами станут письменные столы для штаб-квартиры Reale Mutua в 1948 году и для Casa Editrice Lattes в 1951 году – тот, что был представлен в марте этого года на аукционе.
ПЕРИОД СЮРРЕЛИЗМА: 1936-1940
В 1935 году Карло Моллино вместе со своим другом, художником Итало Кремона, разработал художественную инсталляцию Té numero 2, сопровожденную текстом под названием «Советы по архитектуре интерьера», в котором утверждалось, что архитектура интерьера связана с внутренним миром человека, с его психологической архитектурой.
В момент, когда социальные проблемы оказали глубокое влияние на современную архитектуру, Моллино обратился к человеческим эмоциям и первым осознал потенциал сюрреализма в архитектуре. Моллино придал пространствам формы, которые вызывали сенсорные впечатления, были наполнены историческими отсылками и символическими значениями: он использовал ткани, зеркала и стекло, чтобы расширить и сделать пространство неопределенным и мягким. Изогнутые стены и подвижные перегородки увеличили непредсказуемость пространства, привнеся в него движение и перспективы, а цвет придал интерьеру чувственный характер.
Фото: Карло Моллино
ПЕРИОД БИОФИЛЬНОГО ДИЗАЙНА: 1941-1949
Подобно Леонардо да Винчи, Моллино считал Природу «повелителем мастеров», то есть главным источником вдохновения для дизайна, способного сочетать структурную рациональность с гармонией и выразительной красотой. Созданные Моллино в этот период предметы отличаются скелетной структурой и органическими формами и «передают необычайное ощущение жизненной силы».
Биоморфные предметы мебели, созданные в этот период, органически встраивались в интерьеры с большими фотопанелями на стенах с изображением леса и ручьев.
ПЕРИОД ЛИНЕАРНОГО ДИЗАЙНА: 1950-1954
В 1950 году Карло Моллино пришел к упрощению своих конструкций, отказавшись от резьбы и введя использование гнутой фанеры. Он был очарован идеей создать предмет мебели из цельного листа фанеры, придав ему извилистую непрерывность и «единство органического тела». Некоторые из его столов и стульев, полученные путем складывания листа фанеры, – шедевры мебельного дизайна, открывшие новые горизонты в производстве.
Интерес Моллино к скорости и аэронавтике придал аэродинамический вид объектам, которые он проектировал в последующие годы, и выражался, прежде всего, в опорных конструкциях столов, стульев и кресел, таких как журнальный столик Arabesco 1950 года, стул Agra для Casa Cattaneo в 1953 году и кресло Gilda в 1954 году.
Кстати, журнальный столик Arabesco и кресло Gilda до сих пор выпускаются под брендом Zanotta.
ПЕРИОД ПОСТМОДЕРНИЗМА: 1955-1973
Смерть отца Карло Моллино в декабре 1953 года спровоцировала кризис, из-за которого архитектор на несколько лет потерял интерес к мебели и дизайну интерьера, берясь только за несколько особых случаев. В 1955 году он спроектировал столовую для Casa Provera с сильным эзотерическим настроением, связанным со стихиями воды, огня и воздуха. В 1959 году Моллино спроектировал бальный зал Лутрарио в постмодернистской манере.
С 1964 года и до своей смерти Моллино создавал мебель для Торговой палаты и Королевского театра в Турине. Многие из этих предметов мебели переизданы компанией Zanotta.
Ваш запрос принят в обработку.
Мы свяжемся с вами в ближайшее время
Коммерческое предложение для Вас успешно сформировано. Проверьте почту, пожалуйста.
Вы успешно подписались на рассылку!